Адаптированная программа дополнительного образования "Умка" художественной направленности

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

«Умка»

Структура

 

1.

Титульный лист:

 

1.1.

Образовательная организация

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов»

1.2.

Название программы

«Умка»

1.3.

Срок реализации

1  год

1.4.

ФИО автора, должность

Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

1.5.

Территория, год

с. Нижний Саянтуй, Тарбагатайского района Республики Бурятия, 2023 год

2.

Пояснительная записка

 

2.1.

Тип программы

Модифицированная

2.2.

Направленность

Социально-гуманитарная

2.3.

Актуальность

 

Подготовка к школе детей с ОВЗ имеет свою специфику, обусловленную особыми образовательными потребностями каждого из них.

На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Имеющиеся нарушения в коммуникативных, речевых, регулятивных, общепознавательных сферах затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в дальнейшем обучении.

Таким образом, актуальностью разработки и реализации данной программы является следующее:

·                 необходимость совершенствования образовательного пространства для детей с ОВЗ с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

·                 формирование общекультурной и гражданской идентичности детей с ОВЗ (помощь в формировании основы мировосприятия ребенка, системы представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);                

·                 необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы  обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена  возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной  зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному  обучению);                                                                                                       

·                 возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности,  степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации  (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в  увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью,  явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте  одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом,  изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания  умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно  излагать свою точку зрения на проблему).

2.4.

Цель

 Целью данной программы является содействие адаптации ребенка к школьному обучению, развитие личности ребёнка, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению. Создание условий для формирования первичных знаний о мире, навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании цифр и букв.

2.5.

Задачи

Образовательные:

· формировать первоначальные навыки учебной деятельности (умение слушать и понимать учителя, удерживать в памяти его задания);

·                 повысить уровень психомоторной готовности детей к письму;

· сформировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;

· сформировать знания о цифрах: их названии и написании;

· сформировать и развивать навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и преобразующей деятельности;

· сформировать и развивать навык устной монологической и диалогической речи.

Личностные:

·                 обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

 · развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

· развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение;

· формировать потребность и установки к актуализации атрибутов личности: самосознания, саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и самоактуализации;

·  формировать умение самооценки качества своих работ;

·  формировать организационно-управленческие умения и навыки.           

Метапредметные:

· воспитать бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг и миру в целом;

· воспитывать интерес к учёбе как процессу;

· формировать установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.

2.6.

Отличительные особенности программы

Подготовка к школе по адаптированной программе «Умка» носит развивающий характер, не допускающий дублирования основной образовательной программы:

 - помогает освоить специфику социальных отношений;

- обеспечивает формирование ценностных установок;

- ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка;

- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;

- содержание максимально адаптировано к образовательной программе, по которой ведётся обучение в школе.

Так же работа по данной программе способствует развитию и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для развития детей с ОВЗ очень важна психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы. Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым.

Программа «Умка» идет по следующим направлениям:

1 Развитие внимания и памяти.

2 Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3 Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению

грамоте.

4 Развитие умственных способностей.

5 Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать

учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6 Развитие волевой готовности ребенка.

2.7.

Возраст детей

5-7 лет

2.8.

Продолжительность занятий

Общее количество часов: 1 год – 72 часа

2.9.

Форма занятий

Форма занятий – групповая, возможна работа по подгруппам и индивидуально. Очная, с применением дистанционных технологий.

2.10.

Режим занятий

Режим занятий:

 1 год обучения – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 2 часа (2*30) с перерывом 10 минут. 

2.11.

Ожидаемые результаты

Общее развитие и речь
К 6,5-7 годам дошкольник уверенно назовет:

·                 свое имя, отчество, фамилию, возраст и день рождения, адрес;

·                 как зовут родителей, кем они работают;

·                 свою страну, ее столицу;

·                 части тела человека;

·                 предметы одежды и обуви;

·                 цвета и их оттенки;

·                 виды спорта;

·                 правила поведения на улице и в общественных местах;

·                 несколько любимых сказок или мультиков и кратко их перескажет.
Необходимый уровень развития речи (что должен уметь ребенок перед 1 классом) включает навыки:

·                 произносить все звуки четко и внятно, т. е. иметь хорошую артикуляцию, дикцию;

·                 произносить слово по слогам;

·                 различать единственное и множественное число, женский и мужской род;

·                 находить звук в слове (в начале, в середине или в конце);

·                 подбирать антонимы к словам;

·                 владеть связной монологической речью, уметь описать предмет;

·                 строить диалог — слышать вопрос, отвечать, спрашивать;

·                 уметь подобрать обобщающее слово для группы предметов (овощи, мебель, животные и т. д.);

·                 знать наизусть несколько стишков.
В обязательном списке того, что должен уметь ребенок перед школой, упражнения на память и логику:

·                 на слух запомнить и повторить 10 слов подряд;

·                 запомнить разложенные на столе 10 картинок и не глядя назвать хотя бы половину;

·                 выбрать и сгруппировать предметы по определенному признаку (все овощи, все красные, все квадраты);

·                 в ряду из 4-5 предметов или картинок выбрать лишнее (яблоко, груша, банан, самолет, апельсин);

·                 найти ошибку или исправить неправильное предложение (Пришла зима, и расцвели цветы).
Та же ситуация и с математикой. Необходимый минимум:

·                 знать цифры и числа от 0 до 9;

·                 уметь называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке;

·                 обозначать количество предметов цифрой;

·                 оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно», «право», «лево», «вверх», «вниз»;

·                 уметь сравнить предметы по размеру, форме;

·                 знать основные геометрические фигурыХочу такой сайт

2.12.

Способы определения результативности

Уровень освоения программы может определяться по работе учащихся в течение всего процесса обучения по следующим критериям: высокий, средний и низкий уровень.

2.13.

Формы контроля

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию.

2.14.

Уровень

Базовый

3.

Учебно-тематический план:

 

3.1.

Перечень разделов, тем

144 часов

Раздел 1. Введение (1 час)

Раздел 2. Письмо (16 часов)

Раздел 3. Азбука (14 часов)

Раздел 4. Математика (12 часов)

Раздел 5. Мир вокруг (8 часов)

Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. (6 часов)

Раздел 7. Работа с солёным тестом. (4 часов)

Раздел 8. Работа с природным и бросовым материалом. (6 часов)

Раздел 9. Работа с тканью. (1 часов)

Раздел 10. Диагностика (4 часов)

3.2.

Кол-во часов по темам (теория,  практика, всего)

1 год: 72 часа, теория – 21 часов; практика – 51 часов

4.

Методическое обеспечение

Методы обучения:

·        словесный,

·       наглядный практический;

·       объяснительно-иллюстративный,

·       репродуктивный,

·       частично-поисковый,

·       исследовательский проблемный;

·             игровой,

·          дискуссионный,

Методы воспитания:

·        убеждение,

·        поощрение,

·        упражнение,

·        стимулирование,

·     мотивация   

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая

Формы организации учебного занятия:

·     беседа,

·     выставка,

·     защита проектов,

·     игра,

·  конкурс,

·     лабораторное занятие,

·     лекция,

·     мастер- класс,

·     «мозговой штурм»,

·     наблюдение,

·     олимпиада,

·     открытое занятие,

·     праздник,

·     практическое занятие,

·     презентация,

·        творческая мастерская,

Педагогические технологии:

·   технология группового обучения,

·   технология  модульного обучения,

·   технология дифференцированного обучения,

·   технология разноуровневого обучения,

·   технология развивающего обучения,

·   технология проблемного обучения,

·   технология дистанционного обучения,

·   технология игровой       деятельности,

·   технология коллективной творческой деятельности,

·   технология развития критического мышления через чтение и письмо,

·   здоровьесберегающая технология,

Алгоритм учебного занятия:

Занятие состоит из частей: организационная (2 мин.), повторение (10 мин.), объяснение нового материала (10 мин.), практическая (15 мин.), заключительная (3 мин.).- Дидактические материалы Приложение

5.

Условия реализации программы

- Материально-техническое обеспечение

1.               Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

Наборы сюжетных (предметных) картинок.

 Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

2.               Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

3.               Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

4.               Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

- Информационное обеспечение:

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).

Интернет-ресурсы:

Сайт для всестороннего развития и подготовки к школе Айкюша https://iqsha.ru/

Сайт интернет журнала «Развитие ребенка» https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/tag-preschool-sortpop

Сайт «Веселые уроки» https://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/urok-1- podgotovka-k-shkole-1.php

«Букварь онлайн» https://bukvar-online.ru/

Платформа ЛогикЛайк https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/zadaniyauprazhneniya

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

- Кадровое обеспечение:

Реализация программы и  подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог осуществляет дополнительное  образование учащихся в соответствии со своей  программой.

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная программа дополнительного образования Умка художественной направленности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 706699936057990200889301522920754506789801582794 Директор/Заведующий Михалёва Ольга Николаевна Дата подписания документа 26.04.2024 06:39:28 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».