Адаптированная программа дополнительного образования Умка художественной направленности

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Умка»
№

Структура

1.

Титульный лист:

1.1.

Образовательная организация

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Радуга
талантов»

1.2.

Название программы

«Умка»

1.3.

Срок реализации

1 год

1.4.

ФИО автора, должность

Максимова Елена Владимировна, педагог
дополнительного образования

1.5.

Территория, год

с. Нижний Саянтуй, Тарбагатайского района
Республики Бурятия, 2023 год

2.

Пояснительная записка

2.1.

Тип программы

Модифицированная

2.2.

Направленность

Социально-гуманитарная

2.3.

Актуальность

Подготовка к школе детей с ОВЗ имеет свою
специфику,

обусловленную

особыми

образовательными потребностями каждого из
них.
На данный момент, уровень готовности будущих
первоклассников к систематическому обучению
различен.

Имеющиеся

коммуникативных,

нарушения

речевых,

общепознавательных

в

регулятивных,

сферах

затрудняет

адаптацию детей к школе, их успешность в
дальнейшем обучении.
Таким образом, актуальностью разработки и
реализации

данной

программы

является

следующее:


необходимость

совершенствования

образовательного пространства для детей с ОВЗ с
целью

оптимизации

общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития,

создания условий для достижения успешности
всех детей;


формирование

общекультурной

и

гражданской идентичности детей с ОВЗ (помощь
в формировании основы мировосприятия ребенка,
системы представлений о моральных нормах и
правилах,

обеспечивающих

возможности

моральной регуляции поведения и построения
отношений между людьми);


необходимость

сохранения

единства

образовательного пространства, преемственность
ступеней образовательной системы (актуальность
проблемы

обеспечения

непрерывности

образования в детском возрасте обусловлена
возрастанием явлений школьной дезадаптации,
обусловленной низкой школьной

зрелостью и

недостаточной

готовностью

психологической

детей к школьному обучению);


возрастание

требований

коммуникационному
толерантности,

к

взаимодействию

степени

ответственности

и
и

свободе личностного выбора, самоактуализации
(низкий

уровень

коммуникативной

компетентности детей, находящий отражение в
увеличении числа детей с высокой социальной и
межличностной

тревожностью,

явлениях

преследования и отвержения сверстников в школе
и детском саду, росте
числе

детей

статусом,

с

одиночества, большом

низким

социометрическим

изолированных и отвергаемых в

детском коллективе ставит задачу воспитания
умения сотрудничать и работать в группе, быть
толерантным к разнообразию точек зрения и
мнений, уметь слушать и слышать партнера,

свободно, четко и понятно излагать свою точку
зрения на проблему).
2.4.

Цель

Целью данной программы является содействие
адаптации ребенка к школьному обучению,
развитие личности ребёнка, формирование
социальных черт личности будущего школьника,
необходимых для благополучной адаптации к
школе, подготовке его к систематическому
обучению. Создание условий для формирования
первичных знаний о мире, навыка чтения букв и
слогов, знаний о названиях и написании цифр и
букв.

2.5.

Задачи

Образовательные:
 формировать первоначальные навыки учебной
деятельности (умение слушать и понимать
учителя, удерживать в памяти его задания);


повысить

уровень

психомоторной

готовности детей к письму;
 сформировать знания о русском алфавите: его
составе, назначении, порядке букв;
 сформировать знания о цифрах: их названии и
написании;
 сформировать и развивать навык
взаимодействия с окружающим миром как
созидающей и преобразующей деятельности;
 сформировать и развивать навык устной
монологической и диалогической речи.
Личностные:


обеспечить эмоциональное благополучие

ребёнка,

развивать

его

положительное

самоощущение;
 развивать инициативу, любознательность,
способность к творческому самовыражению;
 развивать внимание, память, фантазию,

пространственное воображение;
 формировать потребность и установки к
актуализации атрибутов личности: самосознания,
саморегуляции, саморазвития, самопринятия,
самоидентификации, уникальности и
самоактуализации;
 формировать умение самооценки качества
своих работ;
 формировать организационно-управленческие
умения и навыки.
Метапредметные:
 воспитать бережное отношение к своему и
чужому труду, к предметам вокруг и миру в
целом;
 воспитывать интерес к учёбе как процессу;
 формировать установки на сотрудничество и
бесконфликтность в процессе совместной
деятельности, как элементов коммуникативной
культуры.
2.6.

Отличительные особенности
программы

Подготовка к школе по адаптированной
программе «Умка» носит развивающий характер,
не

допускающий

дублирования

основной

образовательной программы:
- помогает освоить специфику социальных
отношений;
- обеспечивает формирование ценностных
установок;
- ориентирует на развитие потенциальных
возможностей ребёнка;
- готовит переход от игровой к творческой,
учебной деятельности;
- содержание максимально адаптировано к
образовательной программе, по которой ведётся
обучение в школе.

Так

же

работа

по

данной

программе

способствует развитию и социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для

развития

детей

психологически
исключающая
стойкие

с

ОВЗ

очень

комфортная

обстановка,

перенапряжение,

отрицательные

психические

травмы.

важна

истощение,

переживания

Занятия

состоят

и
из

нескольких частей, объединенных одной темой.
На каждом занятии дети выполняют различные
виды деятельности. В структуру каждого занятия
предусмотрен перерыв для снятия умственного и
физического напряжения продолжительностью 13

минуты.

Это

может

быть

динамическое

упражнение с речевым.
Программа «Умка» идет по следующим
направлениям:
1 Развитие внимания и памяти.
2 Развитие связной, грамматически и
фонетически правильной речи.
3 Овладение элементарными знаниями,
умениями и навыками по математике и обучению
грамоте.
4 Развитие умственных способностей.
5 Развитие социально-психологической
готовности к школе (умение общаться, слушать
учителя и товарища, действовать совместно
с другими).
6 Развитие волевой готовности ребенка.
2.7.

Возраст детей

5-7 лет

2.8.

Продолжительность занятий

Общее количество часов: 1 год – 72 часа

2.9.

Форма занятий

Форма занятий – групповая, возможна работа по
подгруппам

и

индивидуально.

Очная,

применением дистанционных технологий.
2.10. Режим занятий

Режим занятий:

с

1 год обучения – 72 часа из расчета 2 раза в
неделю по 2 часа (2*30) с перерывом 10 минут.
2.11. Ожидаемые результаты

Общее развитие и речь
К 6,5-7 годам дошкольник уверенно назовет:


свое имя, отчество, фамилию, возраст и

день рождения, адрес;


как зовут родителей, кем они работают;



свою страну, ее столицу;



части тела человека;



предметы одежды и обуви;



цвета и их оттенки;



виды спорта;



правила поведения на улице и в

общественных местах;


несколько любимых сказок или мультиков

и кратко их перескажет.
Необходимый уровень развития речи (что должен
уметь ребенок перед 1 классом) включает навыки:


произносить все звуки четко и внятно, т. е.

иметь хорошую артикуляцию, дикцию;


произносить слово по слогам;



различать единственное и множественное

число, женский и мужской род;


находить звук в слове (в начале, в середине

или в конце);


подбирать антонимы к словам;



владеть связной монологической речью,

уметь описать предмет;


строить диалог — слышать вопрос,

отвечать, спрашивать;


уметь подобрать обобщающее слово для

группы предметов (овощи, мебель, животные и т.
д.);


знать наизусть несколько стишков.

В обязательном списке того, что должен уметь
ребенок перед школой, упражнения на память и
логику:


на слух запомнить и повторить 10 слов

подряд;


запомнить разложенные на столе 10

картинок и не глядя назвать хотя бы половину;


выбрать и сгруппировать предметы по

определенному признаку (все овощи, все красные,
все квадраты);


в ряду из 4-5 предметов или картинок

выбрать лишнее (яблоко, груша, банан, самолет,
апельсин);


найти ошибку или исправить неправильное

предложение (Пришла зима, и расцвели цветы).
Та же ситуация и с математикой. Необходимый
минимум:


знать цифры и числа от 0 до 9;



уметь называть числа первого десятка в

прямом и обратном порядке;


обозначать количество предметов цифрой;



оперировать понятиями «больше»,

«меньше», «равно», «право», «лево», «вверх»,
«вниз»;


уметь сравнить предметы по размеру,

форме;

2.12. Способы определения
результативности

знать основные геометрические фигуры

Уровень

освоения

программы

может

определяться по работе учащихся в течение всего
процесса обучения по следующим критериям:
высокий, средний и низкий уровень.

2.13. Формы контроля

Программа предусматривает текущий контроль,
промежуточную аттестацию, а также итоговую
аттестацию.

2.14. Уровень
3.
3.1.

Базовый

Учебно-тематический план:
Перечень разделов, тем

Раздел 1. Введение (1 час)

144 часов

Раздел 2. Письмо (16 часов)
Раздел 3. Азбука (14 часов)
Раздел 4. Математика (12 часов)
Раздел 5. Мир вокруг (8 часов)
Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. (6 часов)
Раздел 7. Работа с солёным тестом. (4 часов)
Раздел 8. Работа с природным и бросовым
материалом. (6 часов)
Раздел 9. Работа с тканью. (1 часов)
Раздел 10. Диагностика (4 часов)

3.2.

Кол-во часов по темам

1 год: 72 часа, теория – 21 часов; практика – 51

(теория, практика, всего)

часов
Методы обучения:

4.



словесный,

 наглядный практический;
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный,
 частично-поисковый,
 исследовательский проблемный;


игровой,

 дискуссионный,
Методическое обеспечение

Методы воспитания:
 убеждение,
 поощрение,
 упражнение,
 стимулирование,
 мотивация
Формы

организации

образовательного

процесса: индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия:
 беседа,

 выставка,
 защита проектов,
 игра,
 конкурс,
 лабораторное занятие,
 лекция,
 мастер- класс,
 «мозговой штурм»,
 наблюдение,
 олимпиада,
 открытое занятие,
 праздник,
 практическое занятие,
 презентация,
 творческая мастерская,
Педагогические технологии:
 технология группового обучения,
 технология модульного обучения,
 технология дифференцированного
обучения,
 технология разноуровневого
обучения,
 технология развивающего обучения,
 технология проблемного обучения,
 технология дистанционного
обучения,
 технология игровой деятельности,
 технология коллективной творческой
деятельности,
 технология развития критического
мышления через чтение и письмо,
 здоровьесберегающая технология,
Алгоритм учебного занятия:

Занятие состоит из частей: организационная
(2 мин.), повторение (10 мин.), объяснение
нового материала (10 мин.), практическая
(15

мин.),

заключительная

(3

мин.).-

Дидактические материалы – Приложение
- Материально-техническое обеспечение

5.

1.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное
полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок.
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и
видами работы (в том числе и в цифровой форме).
2.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для
крепления картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Условия реализации

Экспозиционный экран (по возможности).

программы

Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Принтер струйный цветной (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
Видеокамера цифровая со штативом (по
возможности).
3.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов
(по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт,
магазин и др).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и
др.
4.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом

стульев.
Стол учительский с тумбою.
Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц
и т. п.
- Информационное обеспечение:
Аудиозаписи в соответствии с программой
обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике
программы (по возможности).
Слайды, соответствующие тематике программы
(по возможности).
Интернет-ресурсы:
Сайт для всестороннего развития и подготовки к
школе Айкюша https://iqsha.ru/
Сайт интернет журнала «Развитие ребенка»
https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/tagpreschool-sortpop
Сайт «Веселые уроки» https://games-forkids.ru/podgotovka-k-shkole/urok-1- podgotovka-kshkole-1.php
«Букварь онлайн» https://bukvar-online.ru/
Платформа ЛогикЛайк
https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/zadaniyauprazhneniya
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы соответствующие тематике программы.
- Кадровое обеспечение:
Реализация программы и подготовка занятий
осуществляется педагогом дополнительного
образования в рамках его должностных
обязанностей. Педагог осуществляет

дополнительное образование учащихся в
соответствии со своей программой.

Оглавление
1.

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

Содержание программы

1.4.

Содержание учебного плана

2.

Комплекс организационно педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

2.6.

Воспитательная деятельность

2.7.

Список литературы
Приложение

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми основами:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).


Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №2.


Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБУ ДО ЦДОД «Радуга

талантов»


Устав учреждения МБУ ДО ЦДОД «Радуга талантов»

Актуальность:
Подготовка к школе детей с ОВЗ имеет свою специфику, обусловленную особыми
образовательными потребностями каждого из них.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому
обучению различен. Имеющиеся нарушения в коммуникативных, речевых, регулятивных,
общепознавательных сферах затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в
дальнейшем обучении.
Таким образом, актуальностью разработки и реализации данной программы является
следующее:



необходимость совершенствования образовательного пространства для детей с ОВЗ с

целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания
условий для достижения успешности всех детей;


формирование общекультурной и гражданской идентичности детей с ОВЗ (помощь в

формировании основы мировосприятия ребенка, системы представлений о моральных
нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и
построения отношений между людьми);


необходимость

сохранения

единства

образовательного

пространства,

преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения
непрерывности образования в детском возрасте обусловлена
школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной

возрастанием явлений

зрелостью и недостаточной

психологической готовностью детей к школьному обучению);
возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности,
степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень
коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с
высокой социальной и межличностной тревожностью,

явлениях преследования и

отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с
низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе
ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к
разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и
понятно излагать свою точку зрения на проблему).
Педагогическая целесообразность программы состоит в учете особенностей детей
младшего школьного возраста с ОВЗ, в разнообразии видов деятельности в условиях ЦДОД,
в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в
сборах ученического самоуправления, акциях, конкурсах и концертной деятельности.
Отличительные особенности:
Подготовка к школе по адаптированной программе «Умка» носит развивающий
характер, не допускающий дублирования основной образовательной программы:
- помогает освоить специфику социальных отношений;
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
- содержание максимально адаптировано к образовательной программе, по которой
ведётся обучение в школе.

Так же работа по данной программе способствует развитию и социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья. Для развития детей с ОВЗ очень важна
психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение,
стойкие отрицательные переживания и психические травмы. Занятия состоят из нескольких
частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды
деятельности. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и
физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое
упражнение с речевым.
Программа «Умка» идет по следующим направлениям:
1 Развитие внимания и памяти.
2 Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3 Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и
обучению
грамоте.
4 Развитие умственных способностей.
5 Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать
учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6 Развитие волевой готовности ребенка.
Обучение включает в себя следующие основные предметы или технологии,
разделы:
Раздел 1. Введение (1 час)
Раздел 2. Письмо (16 часов)
Раздел 3. Азбука (14 часов)
Раздел 4. Математика (12 часов)
Раздел 5. Мир вокруг (8 часов)
Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. (6 часов)
Раздел 7. Работа с солёным тестом. (4 часов)
Раздел 8. Работа с природным и бросовым материалом. (6 часов)
Раздел 9. Работа с тканью. (1 час)
Раздел 10. Диагностика (4 часа)
Вид программы:
Модифицированная программа, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность программы: Программа «Подготовка к школе» по содержательной,
тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному
предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации –
одногодичной, по уровню сложности – «Базовый уровень».
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
кружка «Умка» 5-7 лет. Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.
Подготовка к школе детей с ОВЗ имеет свою специфику, обусловленную особыми
образовательными потребностями каждого из них.
На

данный

момент,

уровень

готовности

будущих

первоклассников

к

систематическому обучению различен. Имеющиеся нарушения в коммуникативных,
речевых, регулятивных, общепознавательных сферах затрудняет адаптацию детей к школе,
их успешность в дальнейшем обучении.
Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и
совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование,
лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для них необходимо владение
конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности
способствуют

формированию

практических

умений,

художественного

восприятия,

эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и
личности в целом. Возрастные особенности обучающихся старшего дошкольного возраста
состоят в том, что в жизни дошкольника главной является продуктивная деятельность вместе
с игровой. Именно ей обучающийся отдает предпочтение в выборе определенного вида
самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного
времени.
В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы
для будущей производственной работы. У обучающегося появляются представления о труде
и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы
исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и
поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества –
трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год (72 часа)
Форма обучения: очная.

Режим занятий:
1 год обучения – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 2 часа (2*30) с перерывом 10
минут.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью данной программы является содействие адаптации ребенка к школьному
обучению, развитие личности ребёнка, формирование социальных черт личности будущего
школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к
систематическому обучению. Создание условий для формирования первичных знаний о
мире, навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании цифр и букв.
Задачи программы
Образовательные:
 формировать первоначальные навыки учебной деятельности (умение слушать и понимать
учителя, удерживать в памяти его задания);


повысить уровень психомоторной готовности детей к письму;

 сформировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;
 сформировать знания о цифрах: их названии и написании;
 сформировать и развивать навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и
преобразующей деятельности;
 сформировать и развивать навык устной монологической и диалогической речи.
Личностные:


обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное

самоощущение;
 развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
 развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение;
 формировать потребность и установки к актуализации атрибутов личности: самосознания,
саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и
самоактуализации;
 формировать умение самооценки качества своих работ;
 формировать организационно-управленческие умения и навыки.
Метапредметные:
 воспитать бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг и миру в
целом;
 воспитывать интерес к учёбе как процессу;

 формировать установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе
совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.
Ожидаемые результаты:
Общее развитие и речь
К 6,5-7 годам дошкольник уверенно назовет:
 свое имя, отчество, фамилию, возраст и день рождения, адрес;
 как зовут родителей, кем они работают;
 свою страну, ее столицу;
 части тела человека;
 предметы одежды и обуви;
 цвета и их оттенки;
 виды спорта;
 правила поведения на улице и в общественных местах;
 несколько любимых сказок или мультиков и кратко их перескажет.
Необходимый уровень развития речи (что должен уметь ребенок перед 1 классом) включает
навыки:
 произносить все звуки четко и внятно, т. е. иметь хорошую артикуляцию, дикцию;
 произносить слово по слогам;
 различать единственное и множественное число, женский и мужской род;
 находить звук в слове (в начале, в середине или в конце);
 подбирать антонимы к словам;
 владеть связной монологической речью, уметь описать предмет;
 строить диалог — слышать вопрос, отвечать, спрашивать;
 уметь подобрать обобщающее слово для группы предметов (овощи, мебель, животные
и т. д.);
 знать наизусть несколько стишков.
В обязательном списке того, что должен уметь ребенок перед школой, упражнения на
память и логику:
 на слух запомнить и повторить 10 слов подряд;
 запомнить разложенные на столе 10 картинок и не глядя назвать хотя бы половину;

 выбрать и сгруппировать предметы по определенному признаку (все овощи, все
красные, все квадраты);
 в ряду из 4-5 предметов или картинок выбрать лишнее (яблоко, груша, банан, самолет,
апельсин);
 найти ошибку или исправить неправильное предложение (Пришла зима, и расцвели
цветы).

Та же ситуация и с математикой. Необходимый минимум:
 знать цифры и числа от 0 до 9;
 уметь называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке;
 обозначать количество предметов цифрой;
 оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно», «право», «лево», «вверх»,
«вниз»;
 уметь сравнить предметы по размеру, форме;
 знать основные геометрические фигуры

1.3.
Содержание программы
Учебно-тематический план

№
п/п

Наименование
разделов плана

2
2.1.

Введение
Диагностика
готовности к
обучению
Письмо
Русский алфавит

2.2.

Буквы: название

1
1.1.

Общее
кол-во
часов
1
2

В том числе
теория
1
2

практика

16
3

8
3

8

13

5

8

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации/
контроля

Беседа, опрос

Опрос,
педагогическое
наблюдение

Беседа,
демонстрация

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,

Беседа,

и написание

упражнения,
демонстрация

педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
упражнения,
демонстрация
Беседа,
упражнения,
демонстрация

Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Педагогическое
наблюдение,
упражнения

3
3.1.

Азбука
Чтение – это…

14
1

5
1

9

3.2.

Чтение слогов из
2 букв

3

1

2

3.3.

Чтение слогов из
3 букв

4

1

3

Беседа,
упражнения,
демонстрация

3.4.

Чтение коротких
слов

3

1

2

Беседа,
упражнения,
демонстрация

3.5.

Чтение
предложений

3

1

2

Беседа,
упражнения,
демонстрация

4
4.1.

Математика
Написание и
название цифр

12
8

9
3

15
5

4.2.

Математические
знаки

8

3

5

Беседа,
упражнения,
демонстрация

4.3.

Простые
действия

8

3

5

Беседа,
упражнения,
демонстрация

5
5.1.

Мир вокруг
Мир предметов

10
3

4
1

6
2

5.2.

Мир явлений

3

1

2

5.3.

Мир людей

3

2

1

Беседа,
упражнения,
демонстрация

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,

5.4.

Всё обо мне

1

6

Работа с
бумагой и
картоном.
Художественное
моделирование
из бумаги путем
сгибания.
Вырезание и
аппликация.
Бумага.

17

3

14

6

1

5

6

1

5

Вырезание и
аппликация.
Работа с
текстильными
материалами.
Работа с
солёным тестом.
Способы
изготовления
солёного теста.

6

1

4

12

2

10

4

1

3

6.1

6.2

6.3

7
7.1

1

7.2

Изготовление
объемных фигур.

4

1

3

7.3

Композиции из
солёного теста.

4

0

4

8

Работа с
природным и
бросовым
материалом.
Коллективная
работа «Театр
кукол».

15

2

13

8

1

7

8.1

демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения
Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Изготовление
панно из
природного и
бросового
материала.
Работа с тканью.
Подборка
тканей для
изготовления
различных
видов изделий.
Изготовление
аппликаций.

8.2

9
9.1

9.2

7

1

6

2
1

1
1

1

1

1

10
10.1.

Диагностика
Диагностика
знаний

5
3

2
1

3
2

10.2.

Диагностика
психологической
готовности

2

1

1

Итого:

144

49

95

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
демонстрация,
игра,
упражнения

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
упражнения

Беседа,
тестирование

Педагогическое
наблюдение,
опрос,
тестирование
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
тестирование

Беседа,
тестирование

1.4. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Введение (2 час)
Тема 1.1. Диагностика готовности к обучению
Теория: введение в процесс обучения; проверка готовности к неигровой форме обучения.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод.
Раздел 2. Письмо (30 часов)
Тема 2.1. Русский алфавит
Теория: первичные знания о русском алфавите – понятие, необходимость, внешний вид,
расположение букв; необходимость знания букв, их названий и произношения.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации русского
алфавита.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод.
Тема 2.2. Буквы: название и написание
Теория: алгоритм написания печатных букв русского алфавита, названия букв русского
алфавита, написание в клетках и в строках.
Практическая

работа:

написание

букв

по

образцу,

выполнение

упражнений,

проговаривание названий букв и звуков, которые эти буквы обозначают.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, написание букв, выполнение
упражнений, проговаривание букв и звуков.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ написания букв, показ произношения букв), практический
метод (написание букв, выполнение упражнений, проговаривание букв и звуков).
Раздел 3. Азбука (27 часов)
Тема 3.1. Чтение – это…
Теория: основы чтения, необходимость чтения, правила красивого чтения.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод.
Тема 3.2. Чтение слогов из 2 букв
Теория: основы чтения слогов из двух букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения
звуков в слог.
Практическая работа: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).
Тема 3.3. Чтение слогов из 3 букв
Теория: основы чтения слогов из трёх букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения
звуков в слог.

Практическая работа: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).
Тема 3.4. Чтение коротких слов
Теория: основы чтения слов – коротких и длинных; сочетания букв; созвучия букв;
соединения звуков в слово; постановка ударения в слове.
Практическая работа: чтение слов по образцу, хором и индивидуально.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).
Тема 3.5. Чтение предложений
Теория: основы чтения предложений – коротких и длинных; сочетания слов, союзов и
предлогов; соединения слов в предложение; постановка логических ударений и пауз в
предложении; знаки в конце предложения и их влияние на интонацию.
Практическая работа: чтение предложений по образцу, хором и индивидуально.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).
Раздел 4. Математика (24 часа)
Тема 4.1. Написание и название цифр
Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира;
цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 1 до 9; названия цифр, изменения в
названии цифр при названии различных предметов и явлений.
Практическая работа: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр,
выполнение упражнений.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, написание
цифр, проговаривание названий цифр.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ цифр), практический метод (выполнение упражнений).

Тема 4.2. Математические знаки
Теория: основные математические знаки – «+», «–», «=»; названия математических
знаков; важность умения считать.
Практическая работа: написание математических знаков, расстановка знаков между
цифрами, проговаривание названий математических знаков.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений,
проговаривание названий математических знаков.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ математических знаков), практический метод (выполнение
упражнений).
Тема 4.3. Простые действия
Теория: алгоритм выполнения простых действий на сложение и вычитание в пределах
10; названия действий.
Практическая работа: запись математических выражений по образцу, расстановка
знаков, выполнение упражнений, устный и письменный счёт в пределах 10.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений,
постановка математических знаков, проговаривание названий действий, выполнение
математических действий.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое
иллюстративный

обеспечение:
метод

(показ

словесный

метод

математических

(беседа,

опрос),

выражений),

объяснительно-

практический

метод

(выполнение упражнений).
Раздел 5. Мир вокруг (10 часов)
Тема 5.1. Мир предметов
Теория: окружающий мир – природа, человек, предметы; взаимодействие с предметами;
место предметов в жизни человека.
Практическая работа: соотнесение названий и предметов, выполнение упражнений,
проговаривание названий предметов окружающего мира.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений,
соотнесение названий и предметов, проговаривание названий.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ предметов), практический метод (выполнение упражнений).

Тема 5.2. Мир явлений
Теория: явления природы в окружающем мире; воздействие явлений природы на
человека; зависимость явлений природы от места; названия явлений, их характерные
особенности.
Практическая работа: проговаривание названий явлений природы; соотнесение явлений
природы и их названий, выполнение упражнений.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, название
явлений природы, соотнесение явлений природы и их названий.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ явлений), практический метод (выполнение упражнений).
Тема 5.3. Мир людей
Теория: многообразие профессий, возрастов, социальных ролей; институт семьи;
институт школы; взаимодействие с миром людей как неотъемлемая часть существования в
мире.
Практическая работа: проговаривание названий профессий, возрастов, социальных
ролей, установленных социальных институтов, выполнение упражнений.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений,
проговаривание названий.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ профессий людей), практический метод (выполнение
упражнений).
Тема 5.4. Всё обо мне
Теория: основные знания о себе как о человеке и гражданина – полные фамилия, имя,
отчество, возраст, имена родителей, знание адреса места жительства, родной город и страна.
Виды деятельности обучающихся: проговаривание по алгоритму основной информации
о себе, выполнение упражнений.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ алгоритма рассказа о себе), практический метод (выполнение
упражнений).
Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. (17 часов)
Тема 6.1. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания.

Теория.

 Знакомство с техникой оригами.
 Схемы оригами.
 Условные обозначения.
 Эстетическое оформление работ.
Практика.

 Складывание полоски и прямоугольника «гармошкой».
 Складывание фигур из квадрата.
 Составление композиций.
Тема 6.2. Вырезание и аппликация. Бумага.
Теория.

 Знакомство с терминами «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «плоская
аппликация», «объемная аппликация».
Практика.

 Изготовление деталей по шаблонам и трафаретам.
 Изготовление аппликации из кругов.
 Изготовление геометрической мозаики.
 Конструкции из полосок бумаги.
 Составление из композиций.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Тема 6.3. Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами.
Теория.

 Знакомство с понятием «текстиль», его видами.
 Приемы использования текстиля в аппликации.
Практика.

 Изготовление аппликации из цельных нитей.
 Изготовление аппликации из резанных нитей.
 Изготовление геометрической мозаики.
 Составление композиций.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Раздел 7. Работа с солёным тестом. (12 часов)
Тема 7.1. Способы изготовления солёного теста.

Теория.

 История лепки из солёного теста.
Практика.

 Изготовлением солёного теста по различным рецептам.
 Смешивание цветов.
Тема 7.2. Изготовление объемных фигур.
Теория.

 Технология изготовления объемных фигур.
Практика.

 Изготовление сказочных фигур.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Тема 7.3. Композиции из солёного теста.
Теория.

 Использование крупных и мелких элементов при изготовлении работы.
Практика. (6 часа)

 Изготовление фона.
 «Рисование» жгутиками.
 «Печатание» по тесту.
 Составление композиций.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Раздел 8. Работа с природным и бросовым материалом. (15 часов)
8.1. Коллективная работа «Театр кукол».
Теория.

 Развитие творчества и умения работать в коллективе.
 Научить использованию нужным материалом для работы.
Практика.

 Выбор материала для работы.
 Технология выполнения изделий.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
 Демонстрация готовых работ в виде спектакля.
8.2. Изготовление панно из природного и бросового материала.
Теория.

 Знакомство с различным природным материалом.
Практика.

 Выбор фона для изделия.
 Изготовление панно.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Раздел 9. Работа с тканью. (2 часов)
Тема 9.1. Подборка тканей для изготовления различных видов изделий.
Теория.

 Виды и свойства тканей.
Практика.

 Выбор ткани для будущей аппликации.
 Обводка шаблонов по ткани.
 Контурное вырезание деталей.
Тема 9.2. Изготовление аппликаций.
Теория.

 Самостоятельный выбор ткани.
 Изготовление аппликации по образцу и без него.
Практика. (1 часов)

 Выбор фона для будущей работы.
 Подбор материалов.
 Обводка шаблонов.
 Контурное вырезание деталей.
 Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
Раздел 10. Диагностика (5 часов)
Тема 10.1. Диагностика знаний
Теория: повторение изученного.
Практическая работа: выполнение тестов, участие в опросе.
Виды деятельности обучающихся: выполнение тестов, участие в опросе, повторение
изученного материала.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование.

Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ алгоритма выполнения теста), практический метод
(выполнение тестов).
Тема10.2. Диагностика психологической готовности
Теория: проговаривание мотивации к учению.
Практическая работа: беседа о мотивах учиться, выполнение тестов, участие в опросе.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе о мотивах учиться, выполнение
тестов на выявление психологической готовности к обучению, участие в опросе.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование.
Методическое

обеспечение:

словесный

метод

(беседа,

опрос),

объяснительно-

иллюстративный метод (показ алгоритма выполнения теста), практический метод
(выполнение тестов).

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года для учащихся первого года обучения с 10 сентября, окончание
учебного года 31 мая.
Каникулы с 1 июня по 31 августа.
1 год обучения - 36 учебных недель, 144 учебных часа.
Календарный учебный график
Годы
обучения

1 год

Дата начала
обучения

10.09

Дата
окончания
обучения

31.05

Всего
учебных
недель

36

Количество
учебных
дней

108

2.2. Условия реализации программы:
- Материально-техническое обеспечение
5.

Печатные пособия

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

144

2 раза в
неделю по
3 часа
(3*30) с
перерывом
10 минут.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок.
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в
цифровой форме).
6.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Принтер струйный цветной (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
7.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма,
транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
8.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбою.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
- Информационное обеспечение:
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).
Интернет-ресурсы:
Сайт для всестороннего развития и подготовки к школе Айкюша https://iqsha.ru/
Сайт интернет журнала «Развитие ребенка» https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/tagpreschool-sortpop

Сайт «Веселые уроки» https://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/urok-1- podgotovkak-shkole-1.php
«Букварь онлайн» https://bukvar-online.ru/
Платформа ЛогикЛайк https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/zadaniyauprazhneniya

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике
программы.
- Кадровое обеспечение:
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог
осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей программой.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль
проводится в конце изучения каждой темы - тесты по темам, выступления на
конференциях и т.д.
Промежуточная аттестация
диагностика

уровня

ключевых,

метапредметных

и

предметных

компетенций

обучающихся – вводная - сентябрь, итоговая - май;
Итоговая аттестация
оценка

качества

обученности

обучающихся

по

завершению

обучения

по

общеобразовательной общеразвивающей программе) - Творческая работа (написание
исследовательской работы), наградные документы за участие в конкурсах различного уровня
по профилю, портфолио.
Формы аттестации
 Наблюдение.
 Тестирование.
 Творческие задания.
 Самостоятельные работы.
 Защита проектов.
 Участие в конкурсах
Оценочные материалы

Контроль

знаний,

умений,

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное

управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию, а также итоговую аттестацию. Педагог имеет возможность по своему
усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий
контроль).
Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых
мероприятий.
Уровень

освоения программы может определяться по их работе в течение всего

процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы. Обучающийся активно, с

творческим

интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в
работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен.
Средний уровень освоения программы. Обучающийся достаточно активно, занимается
в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт.
Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично.
Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Неуважение к
коллективу. Пропуски без уважительных причин. Не может провести игру. Не владеет
сценическим вниманием. Не усваивает материал. Следует рассмотреть вопрос о
целесообразности дальнейших занятий, согласовав показатели по данному предмету с
уровнем показателей по другим предметам. Необходимы личная беседа с обучающимся и
родителями для рассмотрения вопроса о дальнейшей целесообразности занятий по
программе. (Незачет).
Оценочные материалы (тестовые задания, диагностические карты)
(см. приложение № 1, 2, 3)
2.4 Методические материалы
Методы обучения:
 словесный,
 наглядный практический;
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный,
 частично-поисковый,
 исследовательский проблемный;
 игровой,

 дискуссионный,
Методы воспитания:
 убеждение,
 поощрение,
 упражнение,
 стимулирование,
 мотивация
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия:
 беседа,
 выставка,
 защита проектов,
 игра,
 конкурс,
 лабораторное занятие,
 лекция,
 мастер- класс,
 «мозговой штурм»,
 наблюдение,
 олимпиада,
 открытое занятие,
 праздник,
 практическое занятие,
 презентация,
 творческая мастерская,
Педагогические технологии:
 технология группового обучения,
 технология модульного обучения,
 технология дифференцированного обучения,
 технология разноуровневого обучения,
 технология развивающего обучения,
 технология проблемного обучения,
 технология дистанционного обучения,
 технология игровой деятельности,

 технология коллективной творческой деятельности,
 технология развития критического мышления через чтение и
письмо,
 здоровьесберегающая технология,
Алгоритм учебного занятия
Занятие состоит из частей: организационная (2 мин.), повторение (10 мин.),
объяснение нового материала (10 мин.), практическая (15 мин.), заключительная (3
мин.).- Дидактические материалы – Приложение
2.5 Воспитательная деятельность
Для данной программы воспитание является неотъемлемым компонентом, так как
мультипликация, как и другие виды искусства, отражает в себе определенные представления
о ценностях не только отдельно взятого человека (автора мультфильма), но и культуры в
целом. Наиболее эффективное воздействие на современных детей, сегодня, оказывает
экранное искусство, которое включает в себя игровое кино, документальное кино, научнопопулярное кино, мультипликацию. В основе данной программы лежат принципы
кинопедагогики. Через искусство мультипликации, добрые дела на примере героев
мультфильмов, происходит ненавязчивое формирование у воспитанников внутренних,
духовных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, объективную
оценку собственных и чужих поступков, их последствий для человека, окружающей среды и
государства.
Цель воспитательной работы: создание единого воспитательного пространства для
развития, саморазвития и самореализации личности психически и физически здоровой,
гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном
обществе.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них основ
культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
 привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания
здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
 создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором родители
принимают активное участие;
 способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за
судьбу Родины, любви к своему краю;

 способствовать развитию празднично-игровой культуры детей и взрослых в
современных социальных условиях;
 использование новых художественно-педагогических форм, методы и технологий
проведения праздничных программ для детей и подростков;
 способствовать сохранению народных праздничных традиций своей страны; создание
условий для творческой самореализации детей.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие
подходы:
Системный

подход. Сущность

подхода

заключается

в

системном

видении

педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и
установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении
связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный

подход. Сущность

подхода

заключается

в

методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством
опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и
поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его
неповторимой

индивидуальности.

Этот

подход

связан

с

устремлением

педагога

содействовать, развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных
качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее
культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и
воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у
ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности
путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего
корректирования собственной позиции.
Основные принципы организации воспитания
Принцип гуманизма предполагает отношение к личности ученика как к самоценности
и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной
личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в
жизни.
Принцип духовности проявляется в формировании у школьника смысложизненных
духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина,
потребностей

к

освоению

и

производству

общечеловеческих норм гуманистической морали.

ценностей

культуры,

соблюдению

Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует
стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его
способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии,
осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для
собственной судьбы.
Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у
молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения,
обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение
национальной культуры во всех ее проявлениях.
Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества
педагога и ученика, общей заботы друг о друге.
Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в
условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего
типа личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению
эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах
жизнедеятельности.
Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания
воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления,
умение анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.
Направлениями в воспитательной работе являются:


Гражданско-патриотическое воспитание: это целенаправленный,

нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к
инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав
и обязанностей.


Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание,

семейное воспитание)


Экологическое :процесс непрерывного, систематического и целенаправленного

формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к
природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.


Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная

деятельность);


Семейное воспитание и работа с родителями: способствовать формированию

доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, развивать

стремление родителей подавать детям достойный пример, следить за своими словами в
отношении с окружающими, посылать детям позитивный настрой.


Приобщение к культурному наследию : эффективное использование уникального

российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального,
художественного, театрального.
— создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
Планируемые результаты:
- У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях
российского общества;
- Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря
организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на
реализацию каждого направления воспитательной работы;
- Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и
мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной
работы в кружках.
- Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует
раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания
на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Календарный план
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
Фото, статья на
сайт

Название
мероприятия

Форма
проведения

04.09.23

День солидарности в
борьбе с терроризмом

Беседа

2

11.09.23

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

3

18.09.23

День окончания
второй мировой
война
Занятие-экскурсия

Экскурсия

Фото, статья на

№

Дата проведения

1

4

25.09.23

5

05.10.23

«Всегда и везде
соблюдай ПДД»
«Осенний вернисаж».
Мероприятие
День учителя. Игра.

сайт и вк

6

12.10.23

Акция «Благодарю»

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

7

03.11.23

День народного
единства

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

8

24.11.23

Акция ко Дню матери

9

01.12.23

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

10

12.12.23

Беседа к
международному дню
инвалидов
День Конституции
РФ

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

11

26.01.24

Конкурс

Выставка

12

22.02.24

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

13

21.02.24

Акция ко Дню снятия
блокады Ленинграда
Беседа ко Дню
Защитников
Отечества
Международный день
родного языка

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

14

07.03.24

Конкурс

Выставка

15

20.03.24

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

16

12.04.24

Конкурс

Выставка

17

26.04.24

Акция к
Международному
женскому дню
Беседа об экологии и
защите окружающей
среды
Акция ко Дню
космонавтики
Беседа о терроризме

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

18

08.05.24

Конкурс

Выставка

19

15.05.24

Акция ко Дню
Победы
Акция к
Международному

Конкурс

Выставка

Конкурс

Выставка

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

Фото, статья на
сайт и вк

20

дню семьи
Беседа о
безопасности летом
на воде

28.05.24

Беседа

Фото, статья на
сайт и вк

2.6. Список литературы
Литература для педагога:

1. Федосова

Н.

А.

Дошкольное

обучение.

Подготовка

к

школе.

Серия

«Преемственность». Просвещение,2012

2. Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений
по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий
дом, 2008

4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе.
Формирование математических представлений. Учитель,2009

5. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х
частях. Просвещение, 2013.

6. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к
школе. Просвещение, 2013.

7. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2013.

8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические
материалы / Под редакцией И. М. Бгажноковой, - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2007

9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.:
Просвещение, 2009г.

10. Баранова Ю.Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке.
Начальная школа./ Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова., Г.В.Яковлева..- М.:
Просвещение,2014.
Литература для обучающихся:

1. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х
частях. Просвещение, 2013.

2. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к
школе. Просвещение, 2013.

3. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2013.
Литература для родителей:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991г.
2. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – М.:
Просвещение, 2016
3. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2017
4. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017
5. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2-х частях – М.:
Просвещение, 2016
Интернет-ресурсы:
1. Сайт для всестороннего развития и подготовки к школе Айкюша https://iqsha.ru/
2. Сайт интернет журнала «Развитие ребенка»
https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/tag-preschool-sortpop
3. Сайт «Веселые уроки» https://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/urok-1podgotovka-k-shkole-1.php
4. «Букварь онлайн» https://bukvar-online.ru/
5. Платформа ЛогикЛайк https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/zadaniyauprazhneniya


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».