Положение от 28.08.2025 об организации образовательного процесса

Принято:
Педагогический совет
МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»
Протокол № 5 от 28.08.2025 года

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»
от 28.08.2025 г. №53
Рассмотрен:
Совет учащихся
Протокол № 3 от 25.08.2025 года

Рассмотрен:
Управляющий совет
Протокол № 3 от 25.08.2025 года

ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающим) программам
в МБУДО «ЦДОД «Радуга талантов»
1. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

(общеразвивающим)

программам

в

муниципальном

бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей
«Радуга талантов» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и уставом
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей «Радуга талантов».
1.2 Настоящее Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей «Радуга талантов» (далее – МБУ ДО ЦДОД «Радуга талантов»), образовательная
организация), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (далее вместе – обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья) в образовательной организации.
1.3 Образовательная деятельность в МБУ ДО ЦДОД «Радуга талантов» осуществляется в
соответствии:
- с нормами международного права, законодательством Российской Федерации и региональным
законодательством: Конституцией Российской Федерации; Декларацией прав ребенка, Конвенцией о
правах ребенка; Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»; Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- с локальными нормативными актами образовательной организации: уставом образовательной
организации; годовым календарным учебным графиком работы; Правилами внутреннего распорядка
обучающихся; иными локальными актами учреждения, регламентирующими образовательную
деятельность.
1.4 Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на русском языке.
1.5 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и(или) в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. Под специальными условиями
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся

необходимую

техническую

помощь,

проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
1.6. Правила доступности образовательной организаций определяются порядком обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи в соответствии с Паспортом доступности для инвалидов объекта и
предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
1.7. Настоящее Положение упорядочивает образовательный процесс, обеспечивает конституционные
права обучающихся на образование и здоровьесбережение.
2. Организации и осуществление образовательной деятельности
2.1. Образовательная деятельность направлена на:
− обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
− формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
− удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном,
художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию свободного времени обучающихся;
− адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
− профессиональную ориентацию обучающихся;

− выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
−

удовлетворение

противоречащих

иных

образовательных

законодательству

потребностей

Российской

Федерации,

и

интересов

обучающихся,

осуществляемых

за

не

пределами

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
2.2 МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов» организует образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее – ДООП) социально-гуманитарной,
художественной, технической и естественнонаучной направленностей.
2.3 Педагогическая деятельность по реализации ДООП и(или) адаптированным дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее – АДООП) осуществляется лицами,
имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим направлениям ДООП и(или) АДООП, реализуемых образовательной организацией)
и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и(или) профессиональным стандартам. Учреждение вправе привлекать к занятию педагогической
деятельностью по ДООП лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности ДООП, и успешно
прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной

программы

высшего

образования

направленности

ДООП

определяется

образовательной организацией.
2.4 Содержание и сроки обучения определяются каждой ДООП и(или) АДООП, которая
разрабатывается в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы МБУ ДО «ЦДОД «Радуга
талантов» (в новой редакции) или Положением о порядке организации и осуществлении
образовательной

деятельности

по

адаптированным

дополнительным

общеобразовательным,

общеразвивающим программам (в новой редакции) принимается на Педагогическом совете и
утверждается приказом директора.
2.5. При разработке и реализации ДООП и(или) АДООП могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное
обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2.6 ДООП и (или) АДООП обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
2.7. Реализация ДООП и (или) АДООП осуществляется в очной форме обучения.
2.8. При реализации ДООП и (или) АДООП образовательной организацией может применяться форма
организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания

образовательной

программы

и

построения

учебных

планов,

использования

соответствующих образовательных технологий.
2.9. Основными формами организации образовательной деятельности при реализации ДООП и(или)
АДООП могут быть: учебная группа, клуб, школа, студия, ансамбль, оркестр, театр, лаборатория,

мастерская, творческий коллектив и другие (далее вместе – объединения).
2.10. Организационно-методическим документом, регламентирующим организацию образовательной
деятельности

объединения,

является

календарно-тематическое

планирование.

Педагог

дополнительного образования формирует календарно-тематическое планирование объединения на
каждый учебный год и передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе не позднее
1 октября текущего учебного года. Календарно-тематическое планирование в объединениях включает
в себя название ДООП и (или) АДООП, срок ее реализации; перечень разделов (тем/предметов),
отражающих содержание ДООП и(или) АДООП; количество часов в неделю по группам на одного
обучающегося; общее количество часов в год; виды и формы контроля.
2.11. Комплектование групп первого года обучения начинается не позднее чем за две недели до
начала реализации ДООП и(или) АДООП.
2.12. Занятия в объединениях могут проводиться в учебных группах (одновозрастных или
разновозрастных), по подгруппам, всем составом объединения или индивидуально при обучении игре
на музыкальных инструментах.
2.13. Образовательная деятельность может осуществляться во все дни недели в течение всего
календарного года согласно годовому календарному учебному графику образовательной организации,
включая каникулярное время, и в соответствии с расписанием занятий, которое составляется для
создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся образовательной
организации по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.
2.14. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность
учебных занятий в объединении зависят от направленности ДООП и(или) АДООП и определяются
Положением о режиме занятий обучающихся в МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов».
2.15. В каникулярное время образовательная организация может проводить досуговые мероприятия
для обучающихся. В летний период педагоги дополнительного образования могут реализовывать
летние образовательные модули.
2.16. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в
процессе обучения из одного объединения в другое при наличии свободных мест.
2.17. При реализации ДООП могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
2.18. Образовательная организация самостоятельно определяет формы аудиторных занятий, а также
формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
2.19. Участие в мероприятиях за пределами помещения образовательной организации в рамках
реализации ДООП осуществляется на основании заявления педагога дополнительного образования,
согласованного заместителем по учебно-воспитательной работе, и приказа директора.
2.20. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные

представители).
2.21. При реализации ДООП и (или) АДООП образовательная организация может организовывать и
проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности
обучающихся и родителей (законных представителей).
2.22. Образовательная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется

с

учетом

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

различных

нозологических групп и должна быть направлена на решение следующих задач: оказание психологопедагогической помощи, реабилитации; предоставление дифференцированной помощи, в том числе
оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; обеспечение
возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными
проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или
дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении
доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках
реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
2.23. Для групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс
организуется по адаптированным дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим)
программам (далее – АДООП) с учетом особенностей психофизического развития указанных
категорий обучающихся.
2.24. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются АДООП.
2.25. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
ДООП может осуществляться на основе ДООП, адаптированных при необходимости для обучения
указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогических

работников,

освоивших

соответствующую

программу

профессиональной

переподготовки и повышения квалификации.
2.26. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными
возможностями

здоровья

образовательная

организация

по

АДООП

обеспечивает

создание

специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе: а) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для
обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом
их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным
шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с
номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных
занятий; контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а
также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). б) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение возможности
понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого
материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной

речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной,
письменной, тактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации
речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и другие помещения
организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных
помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, локальное понижение
стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);
безбарьерную

архитектурно-планировочную

среду;

обеспечение

возможности

вербальной

и

невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с
грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на
развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности,
напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в
области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного
образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; стимуляция речевой
активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов,
поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания
обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);
нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение
пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения
специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития:
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих
восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений
(например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической
форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических,
эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и
поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к
процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;
2.27. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть
организованы как совместно с другими обучающимися.
2.28. Реализация ДООП и (или) АДООП в группах с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется педагогическими работниками, освоившими соответствующие программы
профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации.
2.29.Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
2.30. Использование при реализации ДООП и(или) АДООП методов и средств обучения и воспитания,

образовательных

технологий,

наносящих

вред

физическому

или

психическому

здоровью

обучающихся, запрещается.
3. Заключительные положения
3.1.

Требования

настоящего

Положения

являются

обязательными

для

всех

участников

образовательного процесса .
3.2. Настоящее Положение, а также изменения и дополнения к нему рассматриваются на
управляющем совете и совете обучающихся, принимаются педагогическим советом и утверждаются
приказом директора.
3.3. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения, которые утверждаются
приказом директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».