Принято:
Педагогический совет
МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»
Протокол № 5 от 28.08.2025 года
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»
от 28.08.2025 г. №53
ПОЛОЖЕНИЕ
об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в
образовательном процессе МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в образовательной организации (далее
—
учреждение)
образовательных
программ
с
использованием
электронного
обучения
и
дистанционных образовательных технологий (далее — Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных»; постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023
г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629); постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
подростков.
Методические
рекомендации
по
«МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий.
Методические
рекомендации»
(утв.
Главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023) (вместе с «Рекомендациями для родителей
(законных представителей) по сокращению экранного времени у детей»); Уставом и локальными
нормативными актами образовательной организации.
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях:
предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от
местонахождения и времени;
повышения качества обучения путем сочетания традиционных
технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
увеличения
контингента
обучающихся
по
образовательным
программам,
реализуемым
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.4. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение (далее – ЭО) –
организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и
используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее
обработку информационных технологий, технических средств, а также 3 информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные
технологии (далее – ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников. Информационные системы (далее
государственные
информационные
информационные
системы
системы,
образовательных
региональные
организаций,
информационные
эксплуатируемые
при
— ИС) –
системы
и
реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий. Информационно-коммуникационные образовательные платформы
(далее — ИКОП) – информационные системы, предназначенные для создания персональных и
групповых онлайн-коммуникаций пользователей (включая чаты и видеоконференции), для создания
информационных каналов, для организации онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью
массовых просмотров и комментирования, для направления пользователям уведомлений о событиях в
рамках образовательного процесса, а также для обмена учебными материалами в образовательной
платформе «Сферум».
1.5. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных
программ с применением ЭО и ДОТ является место нахождения Центра независимо от места
нахождения обучающихся.
1.6. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих
программах по соответствующим учебным предметам, учебным курсам, учебным модулям. В
обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной
деятельности: занятие; лекция; семинар (вебинар); практическое занятие; 5 лабораторная
работа; контрольная работа; самостоятельная работа; консультация; научно-исследовательская
работа; проектная деятельность; текущий контроль; промежуточная аттестация;
итоговая
аттестация.
1.7. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может осуществляться в
следующих режимах: онлайн — опосредованно (на расстоянии) с использованием информационнокоммуникационной
сети
«Интернет»;
офлайн
—
без
использования
информационно-
коммуникационной сети «Интернет».
1.8. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством
обязательного взаимодействия участников образовательного процесса в следующих форматах:
режимах онлайн и офлайн с использованием существующих общедоступных ИС, ИКОП, сервисов,
систем управления обучением; в режиме офлайн с размещением учебных материалов в облачных
сервисах;
консультирование в режимах онлайн и офлайн;
обучение в режиме онлайн;
самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных
носителях). Количество занятий для проведения в режиме онлайн определяется рабочей программой
по соответствующим учебным предметам, учебным курсам, учебным модулям.
1.9. Перечень лиц, ответственных за организацию ЭО и ДОТ, в том числе распределение обязанностей
по методическому сопровождению и технической поддержки, утверждается руководителем.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности
освоения образовательных программ или их частей непосредственно по местожительству или месту их
временного пребывания (нахождения), предоставление условий для обучения по индивидуальному
учебному плану с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся.
2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач:
- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации
обучения;
-повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и
коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое
удобное для обучающегося время;
- создание электронной информационно-образовательной среды;
-повышение эффективности учебной деятельности,
- интенсификация самостоятельной работы обучающихся;
-повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения
образовательных программ непосредственно по местожительству или месту временного пребывания;
-принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и
технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
-принцип
интерактивности,
выражающийся
в
возможности
взаимодействия
участников
образовательного процесса с помощью электронной 7 информационно-образовательной среды;
принцип адаптивности, позволяющий использовать учебные материалы, содержащие электронные
образовательные ресурсы, верифицированный цифровой образовательный контент и электронные
формы учебников и учебных пособий, в условиях образовательного процесса, в сочетании
традиционных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением ЭО и ДОТ;
принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
-принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам использовать
онлайн-курсы для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются обеспечение: реализации образовательных
программ с применением ЭО и ДОТ;
подготовки обучающихся к текущему контролю,
промежуточной аттестации и итоговой аттестации; проведение и фиксацию результатов текущего
контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации обучающихся;
формирование
цифрового индивидуального портфолио обучающегося; доступа обучающихся к учебным планам,
рабочим программам учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, к изданиям
электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим
электронные учебно-методические материалы;
исследовательской и проектной деятельности
обучающихся; участия обучающихся в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
3. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся,
педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники, родители (законные
представители) обучающихся.
3.2. Решение о реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО и ДОТ
принимает учреждение и доводит информацию до участников образовательных отношений путем
размещения указанной информации на официальном сайте образовательной организации в сети
«Интернет». Учреждение доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ также посредством
сообщений в электронном дневнике.
3.3. Обучающиеся по образовательным программам с применением ЭО и ДОТ имеют права и
обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
Уставом
и
локальными
нормативными
актами
образовательной организации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники,
прошедшие соответствующую подготовку и (или) прошедшие повышение квалификации по вопросам
цифровизации образования.
3.5. При отсутствии у обучающегося базовых навыков работы с компьютерной техникой и
программным обеспечением, базовых навыков работы со средствами телекоммуникаций (системами
навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.
п.), им может быть оказана техническая поддержка и сопровождение.
3.6. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ учреждение
вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
3.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно ЭО и
ДОТ учреждение самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создает
условия
для
функционирования
электронной
информационно-образовательной
среды,
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию и аутентификацию
педагогических и руководящих работников, обучающихся.
4. Порядок организации ЭО и ДОТ
4.1. Учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к
электронной
информационно-образовательной среде, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
4.3. Школа использует при организации обучения с применением ЭО и ДОТ электронные средства
обучения и технические средства при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия.
На занятиях не допускается одновременное использование детьми более двух различных электронных
средств обучения. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
4.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ расписание занятий
составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и
трудности учебных предметов. Продолжительность урока не превышает 40 минут. Длительность
использования обучающимися электронных средств обучения определяется согласно постановлению
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». В середине занятий организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для
профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия
напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних
конечностей.
4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в учреждении осуществляется по двум
моделям:
модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
4.6.
Модель
непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися
реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная
образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классноурочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических
возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть
организована с разными категориями обучающихся: обучающиеся, проходящие подготовку к участию
в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; обучающиеся с высокой степенью успешности
в освоении программ; обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине
(болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
4.8. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется индивидуальным
учебным планом обучающегося. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
определяется соответствующим положением.
4.9.
Продолжительность
рабочего
времени
педагогических
работников
при
реализации
образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, определяется исходя из учебной недельной
нагрузки в соответствии с расписанием уроков.
4.10. В период возникновения особых условий организации образовательного процесса (сложных
погодных условий, эпидемиологическая обстановка, удаленность образовательной организации от
места проживания обучающихся, возникшие у обучающегося проблемы со здоровьем, выбор
обучающимся индивидуальной траектории или заочной формы обучения) при отсутствии у
обучающегося технических условий для освоения образовательной программы с применением ЭО и
ДОТ (отсутствие компьютера, ноутбука, доступа к информационно-коммуникационной сети
«Интернет» и пр.).
4.11. Реализация образовательной программы с применением ЭО и ДОТ для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов организуется посредством формирования
индивидуального учебного плана, формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут 12
варьироваться
изменяться
в
зависимости
от
особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество
часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки,
предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора. Ознакомление педагогических
и руководящих работников с настоящим Положением, также информирование обучающихся и
родителей (законных представителей) о принятом Положении проводится в порядке, установленном
учреждением.
5.2. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и иными локальными
нормативными актами.
5.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в Положение
осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом .