1 Структура программы развития 1. Пояснительная записка ..........................................................................................стр.2-3 2. Паспорт программы ……………………………………………………………стр.3-8 3. Информационно-аналитическая справка …………………………………….стр.9-19 Общие сведения об учреждении ……………………………………………стр.9 Характеристика образовательного процесса ……………………………...стр.9-11 Сведения о педагогических кадрах ………………………………………...стр.11-15 3.4. Сведения об обучающихся …………………………………………………..стр.15-17 3.5. Материально-техническая база……………………………………………...стр.17-18 3.6. Окружающий социум ………………………………………………………...стр.18-19 4. Проблемно-ориентированный анализ ………………………………………...стр.19-29 5. Концептуальные основания для разработки программы развития …………стр.29-35 Концептуальные основания программы ……………………………………стр.29-335.2. Цели и задачи программы …………………………………………………...стр.33-34 5.3. Ожидаемые результаты программы ………………………………………...стр.34-35 6. Прогнозируемые результаты реализации программы развития на 2021-2026 годы Совершенствование качества образовательного процесса ……………….стр. 35-37 Создание системы эффективного управления деятельностью …………...стр.37-38 6.3.Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности ………………………………………………………..стр.38-40 6.4. Совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения ………………………………………………………………………..стр.40 7. Основные механизмы реализации программы развития ……………………стр.41-43 2 1. Пояснительная записка Настоящее время характеризуется непрерывными процессами преобразований во всех сферах человеческой деятельности. Данный факт в полной мере относится к системе непрерывного образования России, и её части – дополнительному образованию детей, призванному всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Сложившаяся ситуация в стране, в системе образования, новые потребности и возможности населения требуют изыскать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям и принимать вызовы времени, быть готовым к переменам. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В Концепции развития дополнительного образования детей определены важность и значение системы дополнительного образования, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству; укреплению здоровья; профессиональному самоопределению и организации творческого труда, социализации обучающихся, укреплению семейных отношений, формированию общей культуру и организации содержательного досуга. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает подрастающее поколение к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, нравственных качеств, жизненному способностей и интересов, гражданских и и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых учреждениями дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма. В связи с этим коллективом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» разработана данная программа развития на 2021-2026 годы. 3 Программа развития направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области образования, усиления внимания органов исполнительной власти, общественности к дополнительному образованию детей и их воспитанию через организацию деятельности Центра дополнительного образования детей к организации свободного времени, к противодействию негативным явлениям в детской и молодежной среде, к обеспечению охраны прав детей. Программа развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация программы может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей программы выступает идея развития учреждения, через решение поставленных задач. Программа развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В связи с этим план, включённый в данную программу, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения. Разработка программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов». При подготовке настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой программы развития. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» должен стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно, интересно и достигаются его цели, ориентированные на успех. 2. Паспорт программы Наименование Программа развития муниципального программы образовательного учреждения дополнительного бюджетного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» Нормативно- Закон об образовании в РФ 273-фз от 29.12.2012 г правовая «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной для основа Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР разработки программы 15.09.1990). Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской федерации. 4 Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении осуществления Порядка образовательной организации деятельности и по дополнительным общеобразовательным программам». СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г., № приказа 827). Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» Заказчик Педагогический совет программы Родители обучающихся Разработчик Администрация программы Основные Администрация исполнители Педагоги дополнительного образования программы Педагоги-организаторы Обучающиеся Родители Социальные партнеры 5 Цель программы Создание воспитательно-образовательной обеспечивающей условия для среды, формирования социально востребованной личности, развития творческих способностей и удовлетворения образовательных потребностей и запросов каждого обучающегося на предмет обеспечения его индивидуальной образовательной траектории Задачи программы 1. Повышение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования. Расширение диапазона образовательных услуг для подростков от 14 до 18 лет. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и разработка технологий учебно-воспитательного дополнительных общеразвивающих процесса, программ, направленных на развитие инновационной, экспериментальной и проектной деятельности. 3. Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию. 4.Привлечение молодых специалистов в систему дополнительного образования детей. 5. Развитие информационных и коммуникативных технологий в системе учреждения. 6. Улучшение материально-технической базы ЦДОД. Создание условий для получения доступного дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. 7. Повышение эффективности системы управления в учреждении. Совершенствование нормативно-правовой базы. 8. Создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, сопровождение Тарбагатайского инициировать одаренных района в детей. раннее выявление Вовлечение деятельность и учащихся Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 9. Расширение системы социального партнерства с 6 учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности, и общественными организациями в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся. 10. Повышение уровня информированности о деятельности и создание имиджевой политики образовательной организации. Сроки реализации Программа развития рассчитана на 5 лет: 2021 – 2026 гг. программы Этапы реализации Первый этап «Подготовительный» (2021 год): программы - осмысление педагогическим коллективом целей и задач, поставленных в программе развития по обновлению деятельности; - разработка и формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития системы образования и воспитания в учреждении. Второй этап «Основной» (2022-2024 годы): - переход на новую модель функционирования с применением нормативной базы и организационно-экономических механизмов образования в учреждении; - внедрение новых дополнительных общеразвивающих программ и открытие новых детских объединений; - обновление культурно-досуговой деятельности; - реорганизация методической работы; - усовершенствование материально-технической базы с учетом современных требований. Третий этап «Завершающий» (2025-2026 годы): - этап перехода к планомерному и устойчивому развитию учреждения на основе реализации целей и задач программы; - анализ итогов реализации программы развития, оценка полученных результатов, определение перспектив дальнейшего развития. Ожидаемые Для обучающихся: результаты 1. программы дополнительного образования детей и подростков от 5 до 18 лет Наличие современных, востребованных направлений 7 рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования». 2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных технологий, в технологиями, сочетании и коммуникационных со технологиями здоровьесберегающими инновационной и проектной деятельности, способствующих становлению компетентностей обучающихся. 3. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении качественного дополнительного образования и образовательных услуг. 4. Обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей личности ребенка (состояние здоровья, потребности, познавательные возможности, интересы). 5. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. 6. Мотивация родителей к взаимодействию, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей обучающихся. 7. Участие обучающихся Тарбагатайского района в деятельности Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников». Для педагогов: 1. Создание максимально непрерывного, работников благоприятных профессионального и включение экспериментальную и условий для роста педагогических в инновационную, их проектную деятельность через сотрудничество с интеллектуальными партнерами республики Бурятии (МАУ ДО «ЦДО «Малая академия наук», РЦХТТ «Созвездие» Детский технопарк Кванториум, ГБУ ДО Ресурсный Эколого-биологический центр РБ, БГУ). 2. Реализация творческого потенциала. 3. Совершенствование педагогического опыта участия в 8 открытых мероприятиях муниципальном, и педагогических республиканском, конкурсах на межрегиональном, всероссийском уровнях. Для ЦДОД: 1. Увеличение охвата детей дополнительным образованием по разным направлениям. 2.Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей). 3.Увеличение Общероссийской охвата учащихся района деятельностью общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников». 4. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг современным требованиям. 5. Создание положительного имиджа ЦДОД на районном, республиканском уровнях. 6. Совершенствование содержания деятельности методической службы ЦДОД. 7. Информационное сопровождение и обеспечение образовательного процесса, активное использование новых информационных технологий. 8. Увеличение числа молодых специалистов. 9. Повышение уровня материально-технической базы и программно-методического обеспечения. Постановление об Решение педагогического совета муниципального бюджетного утверждении учреждения дополнительного образования «Центр программы дополнительного образования детей «Радуга талантов» Организация Ежегодно вопрос «О ходе реализации программы развития на контроля 2021-2026 гг.» заслушивается на заседании педагогического выполнения совета (Приказ № 5 от 25.03.2021 года). программы Источники Бюджетные и внебюджетные средства финансирования 9 3. Информационно-аналитическая справка Общие сведения об учреждении Таблица 1. Общие сведения об учреждении Учреждение Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» С. Тарбагатай, Тарбагатайского района Учредитель Муниципальное образование «Тарбагатайский район» Юридический и 671110, фактический Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с. адрес Тарбагатай, ул. Рокоссовского, 1 учреждения Директор учреждения Михалева Ольга Николаевна Телефон адрес (8301) 4655593, tarbagataicdt@mail.ru / электронной почты Сайт учреждения Адрес сайта: https://tsdod.buryatschool.ru Адрес страницы «В Контакте»: https://vk.com/mb_do_cdod_raduga_talantov Лицензия на право Лицензия на право оказывать образовательные услуги по ведения реализации образовательных программ по дополнительному образовательной образованию детей и взрослых, серия 03ЛО1 №0001395 деятельности регистрационный №2804 от 24.03.2017 г. бессрочно. Устав учреждения Утвержден Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 27.10.2015 г. № 906 Локальные правовые Положения, правила, инструкции, учебные планы, приказы акты директора Характеристика образовательного процесса. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» является образовательным учреждением дополнительного образования детей, созданым на основании Постановления Администрации МО «Тарбагатайский район» от 12.12.2011 г. № 784. Деятельность Центра ориентирована на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных общеобразовательных программ и услуг. Основные задачи: 10 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе; выявление, развитие возможностей и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; формирование общей культуры обучающихся; организация содержательного досуга. Основные направления деятельности Центра: организует объединения детей по 5 направлениям: 1. художественное; 2. естественнонаучное; 3. туристско-краеведческое; 4. техническое; 5. социально-гуманитарное; готовит и принимает участие в мероприятиях различного уровня (соревнования, конкурсы, смотры, конференции, викторины, олимпиады, выставки, экскурсии и т.д.); выявление, изучение и распространение опыта организации дополнительного образовательного процесса и массовых мероприятий при работе с образовательными учреждениями; организация и проведение учебных и методических мероприятий в целях подготовки и повышения квалификации работников учреждений Тарбагатайского района (проведение обучающих семинаров, мастер - классов для педагогов дополнительного образования, учителей ОУ, кураторов РДШ). На базе Центра действуют 42 детских объединения, обучение в которых основано на личностно-ориентированном подходе и строится на принципах свободного развития творческой личности, способной к выбору профессии, стремящейся понять свои способности и возможности. Эффективность работы объединений с творчески одаренными детьми подтверждается результатами участия в конкурсах различного уровня. Творческие объединения Центра принимают активное участие в международных, всероссийских, республиканских, муниципальных фестивалях, конкурсах и проектах. В целях приобщения детей и подростков к системе культурных ценностей в Центре ведется большая работа по организации посещения обучающимися театров, музеев, выставочных залов, библиотек. Налажена работа с образовательными и общественными 11 организациями Тарбагатайского района. Огромное внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на формирование у подростков ценностного отношения к жизни, повышение социальной активности и гражданской ответственности подрастающего поколения. Центр является организатором творческих конкурсов, выставок и фестивалей, направленных на выявление и поддержку творчески одаренных детей, а также активно участвует в социально значимых проектах, являясь инновационной и ресурсной площадкой в Тарбагатайском районе по сохранению культуры семейского народа и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В летний каникулярный период времени Центр организовывает досуг детей и подростков в лагере с дневным пребыванием детей. Летний лагерь является одной из форм организации свободного времени детей разного возраста, пространством, созданным для отдыха и развития творчества ребенка. В 2020 году летний отдых был организован с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время Центр располагает широкими возможностями для решения проблем нравственного и эстетического воспитания детей и подростков, развития их творческих способностей и интересов. Сведения о педагогических кадрах. В Центре дополнительного образования детей сложился работоспособный коллектив с общими педагогическими убеждениями и индивидуальным стилем работы каждого педагога. Для педагогического коллектива характерна дифференциация педагогического труда, так как в едином образовательном пространстве с обучающимися взаимодействуют педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. Характеристика педагогического коллектива представлена в таблицах и диаграммах. Таблица 2. Уровень образования. Количество Количество Образование педагогических человек Высшее работников Среднее Среднее специальное законченное / не высшее Администрация 3 2 1 - Педагоги 17 12 4 1 дополнительного образования 12 Педагоги- 2 1 1 - организаторы Итого Диаграмма 1 Образовательный уровень педагогических работников (количество человек) Уровень 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Уровень высшее среднее не образование специальное законченное образование высшее образование Уровень профессиональной квалификации педагогических работников характеризуется следующими показателями: Диаграмма 2 Квалификация педагогических кадров (количество человек) Категория высшая первая соответствие 13 Диаграмма 3 Возрастной состав педагогических работников (количество человек) Возраст 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Возраст 0 до 25 лет 25-35 лет 35-45 лет 45-55 лет старше 55 лет Диаграмма 4 Педагогический стаж работы педагогов (количество человек) Стаж педагогических работников 8 7 6 5 4 3 2 1 0 Стаж педагогических работников до 5 лет 5-10 лет 10-25 лет свыше 30 лет Количество педагогических работников на 1 января 2021 года составляет 22 человека (16 штатных работников, 6 – совместителей). Количественный состав педагогов за последние годы стабилен. Педагогический коллектив составляют: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. Административный персонал: директор, заведующий филиалом, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Из 14 числа педагогических работников 2 педагога дополнительного образования имеют звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», 1 – звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». В Центре создана система повышения квалификации кадрового состава, которая ориентирована на развитие профессионально значимых качеств личности. Организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения педагога профессии направлена на развитие уровня его профессиональной компетентности, формирование индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства. В числе важных форм, стимулирующих повышение профессионального мастерства педагогов, продуктивности педагогического труда, развития творческой инициативы является аттестация. Все педагогические работники Центра успешно проходят аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию согласно графику аттестации. В работе по повышению уровня квалификации педагогических работников применяются следующие формы: курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» аттестация педагогов; семинары для педагогов дополнительного образования; открытые занятия, мастер-классы; самообразование педагогов; участие в семинарах по проблемам дополнительного образования; сотрудничество с педагогами других учреждений дополнительного образования. Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив. Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Центра внедряются в практику инновационные технологии такие как проблемное обучение, игровые технологии, проектные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология индивидуального обучения, технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированное обучение, система инновационной оценки «портфолио». 15 В Центре трудится коллектив с общими педагогическими убеждениями и индивидуальным стилем работы. Однако следует отметить необходимость привлечения молодых специалистов, совершенствования системы работы по повышению квалификации и уровня образования работающих педагогов. Сведения об учащихся Формирование контингента детей – особая забота администрации и педагогов: традиционны дни открытых дверей, родительские собрания, показательные выступления обучающихся и педагогов в конкурсах различного уровня. Результатами целенаправленной работы в данном направлении являются стабильность контрольных цифр в наборе контингента, его сохранность в течение обучения. Занятия в объединениях проводятся педагогами дополнительного образования по модифицированным программам по одной или нескольким направленностям. Данные о контингенте обучающихся приведены в диаграммах: Диаграмма 5 Количество учащихся по направлениям деятельности за 2020-2021 учебный год Направленность техническая естественнонауная художественная социально-гуманитарная туристско-краеведческая Проводимый в учреждении анализ показывает также наибольшую востребованность таких направлений деятельности, как художественное; развития и обновления содержательного и технологического компонента требуют программы естественнонаучного, технического, туристско-краеведческого направления. 16 Для дополнительного образования характерна свобода выбора ребенком направления деятельности, наиболее полно раскрывающая его способности и удовлетворяющая потребности в получении новых знаний, общении со сверстниками. Это делает образовательный процесс в Центре привлекательным как для детей, так и для их родителей. Важнейшей составляющей деятельности учреждения является конкурсная деятельность. Обучающиеся творческих объединений ежегодно принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях, различного уровня, результаты участия в которых выражаются в количестве победителей. Диаграмма 6 Участие обучающихся в мероприятиях различных уровней 250 200 150 100 50 2019 2020 0 Диаграмма 7 Количество призеров в мероприятиях различных уровней 60 50 40 30 20 2019 10 2020 0 17 Анализируя участие обучающихся в мероприятиях за 2019 и 2020 год, можно отметить высокий уровень участия в конкурсах различного уровня. Поэтому для сохранения стабильно высоких результатов и увеличения количества призовых мест в конкурсах необходимо разрабатывать дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, рассчитанные на высокомотивированных детей и подростков, а также направленные на развитие навыков проектной деятельности детей и подростков, мотивировать педагогов, детские объединения к участию в конкурсной и грантовой деятельности. Материально-техническая база На праве оперативного управления находится 2 помещения общей площадью 1331,9 кв.м на праве безвозмездного образовательных пользования учреждений района и на площадью 284,3 кв.м основании договоров помещения - безвозмездного пользования нежилым помещением. Доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья доступно частично избирательно. Вход в здание оборудован пандусом для инвалидов, имеется вывеска с шрифтом Брайля, кнопка вызова отсутствует. Все помещения безопасности. соответствуют Состояние и требованиям содержание пожарной помещений, безопасности территории и технике соответствуют санитарным нормам учреждения дополнительного образования. Имеет следующую материально-техническую базу: - все учебные кабинеты оснащены мебелью, - для проведения занятий и досугово-массовых мероприятий учреждения используется аудио-оборудование: 3 музыкальных центров, средства технической поддержки – 29 компьютеров, интерактивная панель, проектор, экран для проектора, музыкальные инструменты – 1 фортепиано, ЖК-телевизоры – 2 штуки. Имеется актовый зал общей площадью 211,5 кв.м., оснащенный музыкальным центром, видеопроектором, микрофонами. Для организации досуговых мероприятий, организации летнего отдыха с дневным пребыванием, каникулярного отдыха обучающихся Центра используется спортивноигровой инвентарь и оборудование: наборы для игры в футбол, наборы для игры в бадминтон, 2 теннисных стола, настольные игры, наборы шахмат, шашек, лото. Учреждение подключено к сети Интернет, имеет электронную почту. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеет только педагогический персонал. Обучающиеся доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют. 18 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеются. Специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день не имеется. Имеется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который обеспечен кнопкой для слабовидящих, таким образом, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющееся учебное оборудование и материалы позволяют Центру работать на приемлемом уровне оснащенности, однако наметившиеся в последнее время позитивные сдвиги в этом плане позволяют сделать прогноз о наличии реальных перспектив постепенного укрепления учебно-материальной базы в связи с участием в региональном проекте «Создание новых мест дополнительного образования» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Окружающий социум ЦДОД продолжает осуществлять работу по преемственности дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными школами Тарбагатайского района. ЦДОД активно сотрудничает с Ресурсным эколого-биологическим центром Ресурсным центром дополнительного дополнительного образования образования «Малая академия детей наук», РБ, «Созвездие», Центром Ресурсным центром патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия. Сотрудничество с ними позволяет успешно ориентироваться в новых требованиях, предъявляемых к дополнительному образованию, своевременно скорректировать свою деятельность в зависимости от достижений науки и требований социума. Внутренняя открытость нашего учреждения гармонично сочетается с внешним взаимодействием дополнительного образования с различными структурами социума, помогает решать задачи повышения качества образования, способствует профессиональному росту педагогов и дает возможность сформулировать дружеское сообщество детей, педагогов и родителей. 19 Одним из ресурсов повышения качества дополнительного образования в условиях инновационной развивающей образовательной среды Центр видит в развитии социального партнерства, укрепление связей с различными социальными институтами. 4. Проблемно-ориентированный анализ Анализ внешней среды: Образовательную систему дополнительного образования детей следует рассматривать как социальную систему, являющуюся субъектом рыночных отношений. Она не может быть изолирована от внешней среды, так как является ее органичной частью. При формировании направлений развития содержания и организации образовательного системы дополнительного образования детей первоочередное внимание должно быть уделено социальному заказу. Социальный заказ в сфере дополнительного образования детей имеет особое значение, так как он определяет его содержание и выступает главным критерием оценки качества его результатов. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, с одной стороны и личностных потребностей детей и их родителей, с другой. Он связан с правом ребенка на выбор образования, условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере профессиональной, общественной, культурно-досуговой и другой деятельности. Социальный заказ можно определить как запрос (или задание), источником которого являются те, кто определяет направления развития системы дополнительного образования детей, предоставляет ей определенные ресурсы, заинтересованы в результатах ее функционирования и развития и потребляет их (прежде всего, это обучающиеся, родители, общественность, работодатели, общественные организации, государство и т.д.). Сегодня образ выпускника становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития ЦДОД и педагогического коллектива. У современного выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, таким образом, выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность дополнительного образования детей. С целью выявления социального заказа ЦДОД были изучены: 20 требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей со стороны учредителей и общественности; потребности детей и их родителей. Проведенный анализ показал, что в системе образования Тарбагатайского района ЦДОД является учреждением дополнительного образования детей, который проводит работу не только в творческих детских объединениях, но и занимается образовательной, воспитательной и профилактической досуговой деятельностью с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Социальный заказ со стороны учредителей – МО «Тарбагатайского района, согласно действующему уставу учреждения, заключается в следующем: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, а также организации их свободного времени; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Социальный заказ со стороны родителей обучающихся ЦДОД был сформирован исходя из анализа запросов родителей на дополнительные образовательные услуги. Востребованными видами деятельности со стороны родителей на сегодняшний день являются: художественное направление. Среди родителей обучающихся ЦДОД было проведено анонимное анкетирование, которое помогает нам определить плюсы и минусы образовательного процесса в Центре. Результаты анкетирования приведены в диаграммах. 21 Диаграмма 8 Наиболее популярные источники информации о ЦДОД среди родителей учащихся Источники 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Источники Диаграмма 9 Причина выбора родителем ЦДОД для своего ребенка Причина выбора ЦДОД Учреждение извесно своими достижениями Деятельность соответствует интересам и потребностям моего ребенка Ребенок сам сделал выбор Занять свободное время ребенка В учреждении занимались старшие дети 22 Диаграмма 10 Удовлетворенность родителей различными сторонами деятельности учреждения Удовлетворенность родителей Удовлетворены Частично удовлетворены Не удовлетворены Выше приведенная диаграмма отражает удовлетворенность родителей различными сторонами деятельности ЦДОД такими как: 1. Число обучающихся в группе. 2. Количество объединений и направлений дополнительного образования в ЦДОД 3. Содержание и качество реализации образовательной программы. 4. Расписание занятий и нагрузка. 5. Уровень компетентности педагогических кадров. 6. Отношение ребенка с педагогами. 7. Отношение ребенка с другими обучающимися. 8. Организация игровых, культурных и досуговых программ. 9. Организация концертов, выставок, соревнований, конкурсов и др. 10. Организация сотрудничества с родителями. Частичную удовлетворенность и неудовлетворенность родителей ЦДОД вызывают следующие моменты: 1. Количество объединений и направлений дополнительного образования в ЦДОД. 2. Учебно-материальная база. 3. Уровень обеспеченности средствами информатизации. В анкетах, которые заполняли родители обучающихся ЦДОД, самым популярным пожеланием так же было улучшение материально-технической базы, компьютеризация и проведение интернета. Изучение предпочтений родителей заставляет нас совершенствовать образовательные (общеразвивающие) программы, материально-техническую базу учреждения, улучшать 23 методику проведения конкурсов, мероприятий и игровых программ, совершенствовать ЦДОД. Социальный заказ создается также из образовательных потребностей детей и подростков. Преимущество интересов образовательной детей деятельности и подростков ЦДОД, что является главным способствует выявлению моментом в творческого потенциала ребенка. В ЦДОД реализация социального заказа детей и подростков происходит через обучение в творческих объединениях и развитие, и воспитание с помощью длительных программ. Дети и подростки активно проводят досуг, участвуя в мероприятиях Центра (развлекательное мероприятие «Тысяча и одно пожелание», «Собирайся, детвора, Масленица к нам пришла», вечеринка «Джинсомания») и творческих конкурсах («Человек поднялся в космос», «Мисс Радуга талантов», «Краски лета», «Защитникам Отечества слава» и др.). Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Поэтому одним из критериев эффективной деятельности учреждения образования является его способность предоставить широкие возможности для развития личности ребёнка в различных видах деятельности и областях знаний. В связи с изменениями социально-экономических условий развития общества появляются потребности ЦДОД и их обучающихся в новых дополнительных образовательных услугах художественной, технической и естественнонаучной направленности, которая будет интересна для детей, а в частности для подростков от 14 до 17 лет. Влияние на социальный заказ оказывают и педагоги ЦДОД. Профессионализм работы педагога не только обеспечивает повышение качества образования и является одним из ключевых условий развития обучающихся и их успешной социализации. От способности к непрерывному образованию, от уровня профессионализма педагога напрямую зависят результаты образовательно- воспитательной деятельности, социально-экономического и духовного развития Центра и общества. Ежегодная работа над самообразованием, над своими общеразвивающими программами, усовершенствование психологической работы организационной, благоприятно влияет на методической, качество педагогико- предоставляемых образовательных услуг и удовлетворение потребности государства, родителей и обучающихся в дополнительном образовании детей. Среди педагогов ЦДОД прошло анкетирование с целью проведения социологического исследования об уровне удовлетворенности педагогов ЦДОД условиям деятельности. Данные приведены в диаграмме. 24 Диаграмма 11 Удовлетворенность педагогов ЦДОД условиями деятельности Удовлетворенность условиями деятельности Форма, содержание и сопровождение образовательной и воспитательной работы Социальнопсихологический климат В результате анкетирования можно сделать вывод, что педагогические работники высоко оценивают образовательную, воспитательную и методическую деятельность Центра, отношения в коллективе, но не остаются довольны материально-технической стороной учебного процесса, соответствует считают, образовательной что материально-техническая программе. В процессе база своей не работы достаточно педагоги испытывают затруднения, связанные с участием в инновационной деятельности и опытноэкспериментальной работе. Все выше перечисленные оценки и потребности участников образовательного процесса формируют основу социального заказа в адрес ЦДОД и определяют перспективы развития Центра. Анализ внутренней среды: По данным мониторинга, проведенного учреждением, к основным достижениям Центра дополнительного образования детей можно отнести следующие позиции: 1. Результативность образовательной деятельности (оценивается по динамике сохранности контингента обучающихся, уровню обученности, результативности участия обучающихся в конкурсах, динамике личностного роста обучающихся). Процент сохранности контингента за 2019-2020 учебный год составил 98%, что свидетельствует о востребованности образовательных услуг учреждения. Анализ степени освоения образовательных программ обучающимися свидетельствует о достаточно высоком уровне их обученности – 86 %. 8 % обучающихся имеют близкий к достаточному и низкий уровень освоения программного материала. Это связано с объективными причинами: пропуски занятий по уважительным 25 причинам, разный стартовый уровень способностей и возможностей обучающихся, прием и зачисление вновь прибывших детей в течение всего учебного года. Анализ направленностей дополнительных общеразвивающих программ за 2019-2020 учебный год свидетельствует о том, что ведущими направлениями образовательной деятельности учреждения являются художественная (63%), . Подобная ситуация напрямую связана с половозрастными особенностями контингента обучающихся, повышением интереса социума к различным видам художественной деятельности. Педагогический коллектив учреждения постоянно занимается проблемой набора и сохранности контингента обучающихся - это задача, требующая регулярного контроля и творческого подхода. Для ее успешного решения в Центре предусмотрены мероприятия: игровые программы и культурномассовые праздники, дни открытых дверей, выступления на концертных площадках, участие в конкурсах, фестивалях и акциях разных уровней. Качественное формирование контингента обучающихся - залог успешной деятельности всего педагогического коллектива. 2. Анализ состояния мероприятий процесса по развитию воспитания и воспитания и социализации детей. социализации детей Система внесена в перспективный план деятельности Центра. Вырос уровень участия обучающихся Центра в муниципальных, республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях. Данные показатели можно увидеть в Диаграмме 6 «Участие обучающихся в мероприятиях различных уровней». 3. Анализ инновационной деятельности. Большое значение в образовательном процессе имеет инновационная деятельность. Основными направлениями инновационной деятельности учреждения является проектная деятельность и конкурсное движение. У обучающихся ЦДОД формируется социальная активность в ходе участия в социально значимых проектах: 1. Проект «Школа для родителей «Нарисуем счастье вместе»; 2. Проект по пропаганде здорового образа жизни «Мы вместе»; 3. Социально-образовательный проект «Я лидер РДШ». Проблемой ЦДОД в реализации инновационной деятельности является то, что не организована экспериментальная деятельность для отработки новых технологий, для последующего распространения инновационного опыта. Это свидетельствует о низкой мотивации педагогов к профессиональному развитию. 26 1. Анализ ресурсного обеспечения учреждения. Качество и результативность работы учреждения в определяющей степени зависит от кадрового потенциала, профессиональной и педагогической компетентности, творческой активности педагогического коллектива. Анализ кадрового потенциала свидетельствует о его недостаточном квалификационном уровне (с высшим образованием – 69%, с высшей квалификационной категорией – 4,3%, с первой квалификационной категорией – 17%). Вместе с тем, в составе педагогических кадров – 72% не имеют квалификационной категории. Наряду с достигнутыми позитивными результатами в образовательной и организационнометодической деятельности в учреждении остаются нерешенными следующие проблемы: недостаточное наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования для подростков от 14 до 18 лет; недостаточное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; недостаточное использование инновационной и проектной деятельности в работе учреждения; несоответствие материально-технической базы образовательным (общеразвивающим) программам. Финансовые ресурсы учреждения формируются из бюджетных ассигнований, внебюджетных средств. 27 Таблица 4. SWOT-анализ оценки потенциала развития ЦДОД Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ЦДОД Оценка перспектив развития ЦДОД с опорой на внешнее окружение Сильная сторона Слабая сторона 1. Комплексность, актуальность, 1. Благоприятные возможности Несоответствие перспективность целей и задач (кадровых, образовательного ресурсов 1. Расширение сетевого взаимодействия 1. финансовых, с процесса, материально-технических, соответствие их требованиям, методических) дополнительного 2. образования детей. 2. Положительная показателей обучающихся детям из Положительная досуговой, и массовых в мероприятиях Недостаточное динамика педагогами показателей участия и призовых образовательных мест в мероприятиях различных системе штатного конкурсной, расписания 2.Недостаточная и проектах существенной Совершенствование Создание 5. образования креативной Организация среды современных ЦДОД. в 6. со стороны и организаций, родителей и т.д. инновационной, 3. Снижение оплаты труда использование проектной и грантовой деятельности в работников технологий помощи имиджевой дополнительного организацию политики ЦДОД. 4. оказания учреждению образования 3. Слабый охват подростков от 14 до ситуации успеха. 4. и направления учреждения малообеспеченных 18 лет. семей 4. технического новые перспективные объединения. Доступность культурными, финансирование мастерских, 2. Привлечение родителей к участию в возможность динамика естественнонаучного дополнительным позволяет ввести уровня общественными организациями в сфере сокращение охвата деятельности в учреждении, что не 3. образованием 3. для Снижение проектной деятельности детей Отсутствие кабинетов, образовательными, конкретному концертной, предъявляемым к современной социальному заказу. системе Риски учреждения дополнительного Введение востребованных образования, дополнительного образовательных программ технической привести что к может утечке 28 уровней (муниципальный, образования. региональный, и естественнонаучной направленности всероссийский, 5. Низкая мотивация педагогических для подростков от 14 до 17 лет. творческих педагогов из сферы дополнительного работников к участию в конкурсной 8. Привлечение молодых специалистов в образования и снижению международный) 5. Успешная социализация и и грантовой деятельности. самореализация обучающихся. ЦДОД. показателей ЦДОД. 6. Нехватка молодых специалистов 6. Распространение передового 7.Отсутствуют индивидуальные педагогического опыта (мастер- программы работы с одаренными классы, обучающие семинары, детьми и детьми с ограниченными конкурсы педагогических возможностями здоровья достижений) 7. Сетевое взаимодействие с образовательными, культурными организациями. 29 По итогам проведенного SWOT- анализа стратегическим направлением развития ЦДОД может стать: инновационная реализация дополнительного образования детей с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых детей как основа совершенствования организационной культуры учреждения. Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития образовательного учреждения в форме общественной составляющей управления и достижения цели успешной реализации выпускника. Развитие образовательной среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества Центра с учреждениями района, республики предполагается сохранение уже достигнутого уровня качества образования и его повышения за счет перехода на индивидуальные образовательные маршруты обучения детей. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды станет основой, на которой каждый талантливый ребенок сможет воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. 5. Концептуальные основания для разработки программы развития Концептуальные основания программы Программа развития ЦДОД разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закон об образовании в РФ 273-фз от 29.12.2012 г; «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской федерации. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 30 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г., № приказа 827). Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Радуга талантов» . Программа конкретизирует систему приоритетов, учитывающих преимущества условий дополнительного образования детей, реализация которых позволит использовать педагогический потенциал в качестве фактора социально-экономического развития, а также средства художественного, нравственно-патриотического воспитания детей и подростков и дальнейшего укрепления социального партнерства. Программа имеет комплексный характер, способствующий интеграции общего и дополнительного образования деятельности в сфере образования. Анализ и изучение внешней и внутренней среды учреждения позволили определить приоритеты деятельности коллектива, при этом учитываются не только программные требования, пожелания детей, родителей, но и финансовые, материально-технические и кадровые возможности образовательного учреждения. Полученные данные позволили расположить приоритеты в такой последовательности: - развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству; - личностно-ориентированный поход в образовательном процессе; - укрепление и сохранение здоровья обучающихся; - развитие коммуникабельности; - развитие общей культуры; - создание креативной среды и ситуации успеха. Развитие учреждения в режиме поиска, изменений опирается на следующие значимые идеи: 1. Личностно-ориентированный подход: ориентация педагога на создание условий для развития личности обучающего, его интеллектуального и творческого потенциала. 2. Индивидуальный подход: признание уникальности и неповторимости каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, развитие в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважении. 31 3. Коммуникативный подход: учебный процесс строится в форме общения, что позволяет развивать коммуникативные качества личности. 4. Творческий подход: создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленной на обогащение деятельности и развития личности. 5. Деятельностный подход: формирование личности в активной самостоятельной деятельности. Изменение социальных и экономических условий диктует учреждению дополнительного образования изменение механизма отношений с участниками образовательного процесса. При организации дополнительного образования детей учитываются приоритетные принципы: Признание права ребенка: на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора индивидуального маршрута, реализацию собственного жизненного предназначения, осуществление своих целей, развитие способностей, творческую самореализацию. Развитие индивидуальности: предполагает создание социокультурной и креативной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи обучающимся в реализации творческих потребностей. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, личностном образовании, стиле жизни. Единство и целостность образования: предполагает, что обучение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка, что возможно при функционировании ЦДОД, как открытого образовательновоспитательного и досугового центра, доступного для детей всех возрастных и социальных групп населения. Система организации управления учебно-воспитательным процессом: дополнительное образование, в отличие от базового, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способа целостного освоения мира, что возможно при условии интеграции, объединяющей все воспитательные силы учреждения и социума в единый социальнопедагогический процесс. 32 Доверие и поддержка: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений, отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-деятельностной системы, живой коммуникации. Творчество: творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса. Дополнительное образование способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребности в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост. Сохранение здоровья обучающихся: на здоровье детей оказывает влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но используемые в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. Индивидуализация и дифференциация: предоставление каждому обучающемуся возможности реализации способностей в условиях индивидуальной и развивающей среды, соблюдение при этом добровольности выбора форм самореализации. Многообразие и динамичность: гибкая мобильная адаптация образовательного процесса к социальным явлениям, возрасту и уровню развития обучающегося. Гуманизация и демократизация образования: внедрение педагогики сотрудничества, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий. Интеграция содержания образования: реализация различных интегральных программ, способствующих формированию целостной картины мира. Систематичность и последовательность: планирование содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и вытекает из него. Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеуказанных принципов позволяет: - развить мотивацию к познанию и творчеству; - сохранять и развивать индивидуальность, общую культуру личности, коммуникативные способности; - осуществлять социализацию и самореализацию обучающихся. Результат образования обучающихся – это общая модель личности выпускника с определенными качествами. Модель личности позволяет определить и содержание образования. Выпускник ЦДОД – развивающаяся культурная и творческая личность, усвоившая определенные знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в современных условиях. 33 Следовательно, миссия ЦДОД состоит в том, чтобы превратить Центр в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития каждого обучающегося, через реализацию образовательных программ, организацию конкурсной деятельности, участие в массовых мероприятиях, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в общество. Цели и задачи программы Цель программы: создание воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования социально востребованной личности, развития творческих способностей и удовлетворения образовательных потребностей и запросов каждого обучающегося на предмет обеспечения его индивидуальной образовательной траектории. Задачи программы: 1. Повышение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования. Расширение диапазона образовательных услуг для подростков от 14 до 18 лет. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий учебно-воспитательного процесса, разработка дополнительных общеразвивающих программ, направленных на развитие инновационной, экспериментальной и проектной деятельности. 3. Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию. 4. Привлечение молодых специалистов в систему дополнительного образования детей. 5. Развитие информационных и коммуникативных технологий в системе учреждения. 6. Улучшение материально-технической базы ЦДОД. Создание условий для получения доступного дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. 7. Повышение эффективности системы управления в учреждении. Совершенствование нормативно-правовой базы ЦДОД. 8. Создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, инициирование раннего выявления и сопровождения одаренных детей. Вовлечение учащихся Тарбагатайского района в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 9. Расширение системы социального партнерства ЦДОД с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности, и общественными 34 организациями в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся. 10. Повышение уровня информированности о деятельности ЦДОД и создание имиджевой политики образовательной организации. Ожидаемые результаты программы Для обучающихся: 1. Увеличение охвата детей дополнительным образованием по разным направлениям. 2. Наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования детей и подростков от 5 до 18 лет рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования». 3. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, технологиями инновационной и проектной деятельности, способствующих становлению компетентностей обучающихся. 4. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении качественного дополнительного образования и образовательных услуг. 5. Обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей личности ребенка (состояние здоровья, потребности, познавательные возможности, интересы). 6. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. 7. Мотивация родителей к взаимодействию с ЦДОД, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей обучающихся. 8.Участие обучающихся Тарбагатайского района в деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Для педагогов: 1. Создание максимально благоприятных условий для непрерывного, профессионального роста педагогических работников и включение их в инновационную, экспериментальную и проектную деятельность через сотрудничество с интеллектуальными партнерами республики Бурятии (МАУ ДО «ЦДО «Малая академия наук», РЦХТТ «Созвездие» Детский технопарк Кванториум, ГБУ ДО Ресурсный Эколого-биологический центр РБ, БГУ). 2. Реализация творческого потенциала. 35 3. Совершенствование педагогического опыта участия в открытых мероприятиях и педагогических конкурсах на муниципальном, республиканском, межрегиональном, всероссийском уровнях. Для ЦДОД: 1. Увеличение охвата детей дополнительным образованием по разным направлениям. 2.Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей). 3. Увеличение охвата учащихся района деятельностью Общероссийской общественно- государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 4. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг современным требованиям. 5. Создание положительного имиджа ЦДОД на районном, республиканском уровнях. 6. Совершенствование содержания деятельности методической службы ЦДОД. 7. Информационное сопровождение и обеспечение образовательного процесса, активное использование новых информационных технологий. 8. Увеличение числа молодых специалистов. 9. Повышение уровня материально-технической базы и программно-методического обеспечения. Создание условий для получения доступного дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной результат программы развития ЦДОД – это целостная система дополнительного образования детей, функционирующая в режиме устойчивого развития на основе динамического становления новых связей, реализации инновационных проектов, взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. 6. Прогнозируемые результаты реализации программы развития на 2021-2026 годы Совершенствование качества образовательного процесса ЦДОД Цель: создание условий для повышения качества образования, воспитания и дополнительного образования детей. Задачи: Сохранение и развитие творческих объединений всех направлений Центра. Расширение спектра образовательных услуг по направлениям деятельности Центра. Совершенствование содержания образовательной деятельности. Обновление технологического компонента образовательной деятельности. 36 Совершенствование воспитательной системы для обогащения творческого потенциала. Комплекс мероприятий: Координация, методическое сопровождение деятельности творческих объединений, организация комплекса массовых мероприятий (акций, конкурсов, фестивалей), направленных на стимулирование их деятельности и расширение сфер сотрудничества. Совершенствование системы мониторинга образовательной деятельности, проведение мониторинга по изучению спроса на услуги дополнительного образования детей. Разработка, совершенствование, апробация и внедрение дополнительных общеобразовательных программ и технологий по инновационным направлениям деятельности учреждения. Совершенствование взаимовыгодного сотрудничества Центра с учреждениями и ведомствами. Дальнейшее развитие деятельности по работе с высокомотивированными детьми. Активизация проектной деятельности обучающихся Центра. Активное участие родителей в процессах самоуправления и соуправления развитием ЦДОД. Сохранение и развитие традиционных технологий дополнительного образования технологий коллективной творческой деятельности и игровых технологий как видов деятельности, направленных на воссоздание и усвоение обучающимся общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением и деятельностью. Создание условий для реализации технологий личностно-ориентированного дополнительного образования и технологии индивидуализации и дифференциации обучения, направленных на максимальное развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Разработка и апробация технологии дистанционного обучения по отдельным видам образовательной деятельности и детского творчества. Участие обучающихся (муниципальный, в конкурсах, региональный, фестивалях различного межрегиональный, уровня всероссийский, международный). 37 Ожидаемые результаты: Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством предоставляемого дополнительного образования детей. Доступность дополнительного образования для детей Тарбагатайского района. Повышение качества дополнительного образования в условиях его вариативности и разнообразия. Расширение образовательных услуг для подростков от 14 до 17 лет. Увеличение количества успешно социализирующихся детей группы риска. Налаженная система взаимодействия учреждения с общественностью, средствами массовой информации, заинтересованными учреждениями и ведомствами по решению проблем доступности и качества дополнительного образования. Освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей. Разработка и реализация программ нового поколения (программ дополнительного образования детей, программ детских клубов), отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей. Рост числа обучающихся, участвующих в конкурсах и фестивалях различного уровня. Повышение имиджа, социального статуса ЦДОД. Создание системы эффективного управления деятельностью ЦДОД Цель: обеспечить эффективное управление деятельностью ЦДОД Задачи: Совершенствование нормативно-правовой базы развития Центра. Совершенствование структуры, форм и методов управления Центра. Формирование системы моральных и материальных стимулов для развития творческого потенциала педагогов и повышения их квалификации. Комплекс мероприятий: Развитие нормативно-правовой базы Центра, приведение её в соответствии с изменениями в российском законодательстве; проведение работы для процесса реализации программы. Усиление общественного участия в улучшении состояния и развития Центра. Развитие Центра как открытой государственно-общественной системы. Ожидаемые результаты: 38 Наличие обновленной нормативно-правовой базы Центра, приведенной в соответствие с изменениями в российском законодательстве. Эффективность использования новых информационных технологий в управлении образовательными процессами (наличие единой системы документооборота; наличие компьютерных методик сбора и обработки информации о качестве результатов образования). Расширение продуктивного сотрудничества с образовательными и социальными партнерами. Совершенствование подготовки и проведения совещаний, педагогических и методических советов, заседаний. Доля общественного участия в улучшении состояния и развития Центра. Организация учебно-воспитательного процесса учреждения с учетом желаний и возможностей детей и педагогов. Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности ЦДОД Цель: создание условий для развития научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности ЦДОД. Задачи: Совершенствование научно-методического сопровождения развития дополнительного образования детей. Активизазия сетевого взаимодействия в едином информационном пространстве района. Привлечение к работе в Центре молодых профессионально компетентных специалистов. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. Комплекс мероприятий: Функционирование и развитие методической службы Центра. Создание современных механизмов научно-методического сопровождения учебновоспитательного процесса. Развитие и распространения инновационного опыта работы. Совершенствование информационной инфраструктуры Центра, позволяющей достигать нового качества образования. 39 Совершенствование системы информирования педагогов, детей и их родителей о программах дополнительного образования детей. Активное использование новых информационных технологий, в том числе включающих телекоммуникационные проекты; развитие и поддержка сайта Центра. Стимулирование молодых профессионально компетентных специалистов к работе в Центре. Создание системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования Центра. Стимулирование педагогов дополнительного образования по включению в инновационную, проектную, грантовую и опытно-экспериментальную деятельность. Стимулирование педагогов дополнительного образования к участию в конкурсах педагогических достижений разного уровня, методических выставках и научнометодических и научно-практических конференциях. Пропаганда лучшего педагогического опыта. Формирование у педагогов гуманистических ценностных ориентаций, проявляющихся в их отношении к ребенку, его интересам и потребностям. Ожидаемые результаты: Функционирующая и развивающаяся методическая служба Центра. Увеличение доли педагогических работников Центра, включенных в развитие и распространение инновационного опыта. Расширение сетевого взаимодействия с ОУ в едином информационном пространстве района. Информирования детей и их родителей о программах дополнительного образования через региональную ИС Навигатор. Увеличение доли педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии в своей деятельности. «Живой» сайт Центра. Активное включение в работу Центра молодых профессионально компетентных специалистов. Наличие системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования Центра. Увеличение доли педагогических работников, включенных в систему повышения квалификации; 40 Увеличение доли педагогов, включенных в инновационную, проектную, грантовую и опытно-экспериментальную деятельность. Увеличение доли педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений разного уровня, методических выставках и научно-методических и научнопрактических конференциях. Совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения ЦДОД ЦДОД является некоммерческой организацией. Центр в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные платные образовательные услуги и вести иную приносящую доход деятельность. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо основной финансируемой образовательной деятельности. Цель: совершенствование финансово-экономической и материально-технической базы Центра для эффективного решения поставленных педагогических и управленческих задач. Задачи: Организация ремонтных работ помещений и оснащение новым оборудованием кабинетов ЦДОД. Создание условий для доступности дополнительного образования. Комплекс мероприятий: Развитие материально-технической базы Центра путем ремонта помещений и приобретения нового оборудования для занятий через участие в региональном проекте «Создание новых мест дополнительного образования» федерального проекта «Успех каждого ребенка». Активизация деятельности по получению грантов. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Ожидаемые результаты: Выполнение плана ремонтных работ. Оснащение и благоустройство здания Центра в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение качества учебно-воспитательной и организационно-массовой работы. Целесообразность и эффективность расходования бюджетных и привлеченных средств. 41 7. Основные механизмы реализации программы развития Ключевые положения конкретизацию в программы развития получат дальнейшее ежегодных планах. В планы будут включены развитие и мероприятия, определенные отдельными подпрограммами и направленные на решение приоритетных задач. Планирование и координацию деятельности, направленной на реализацию программы развития, осуществляет администрация ЦДОД. Контроль реализации программы развития осуществляет педагогический совет учреждения. Обсуждение результатов выполнения программы развития проходит на итоговом педагогическом совете. Управление процессом реализации программы развития ЦДОД предусматривает: осмысление назначения программы развития всеми участниками образовательного процесса; ведение постоянной экспертизы программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предлагаемых результатов; создание условий, необходимых для реализации программы развития; создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно- кадровой) базы программы развития; выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых коррективов. Этапы реализации программы развития: Первый этап «Подготовительный» (2021 год): - осмысление педагогическим коллективом целей и задач, поставленных в программе развития по обновлению деятельности ЦДОД; - разработка и формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития системы образования и воспитания в учреждении. Второй этап «Основной» (2022-2024 годы): - переход на новую модель функционирования с применением новой нормативной базы и организационно-экономических механизмов образования в учреждении; - внедрение новых образовательных общеразвивающих программ и открытие новых детских объединений в ЦДОД; 42 - обновление культурно-досуговой деятельности; - реорганизация методической работы; - усовершенствование материально-технической базы с учетом современных требований. Третий этап «Завершающий» (2025-2026 годы): - этап широкого развёртывания программы и переход к планомерному и устойчивому развитию учреждения на основе реализации целей и задач программы; - анализ итогов реализации программы развития, оценка полученных результатов, определение перспектив дальнейшего развития. Степень эффективности развития ЦДОД по основным направлениям будет определяться по следующим показателем развития: качественные показатели; количественные показатели. Качественные показатели: 1. Повышение общественного статуса и имиджа ЦДОД. 2. Модернизация и укрепление материально-технической базы, в том числе учебной базы Центра. 3. Улучшение качества профессиональной подготовки. 4. Позитивная динамика образовательных результатов, личностного роста обучающихся. 5. Создание более эффективной системы подготовки обучающихся для участия в муниципальных, республиканских и всероссийских и международных конкурсах. 6. Повышение уровня и качества образовательных услуг, реализация новых видов образовательных программ и педагогических технологий. 7. Повышение эффективности управления учреждением. 8. Удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством образования в ЦДОД. 9. Рост мастерства руководящих и педагогических кадров ЦДОД. Количественные показатели: 1. Увеличение охвата детей, в том числе по техническому и естественнонаучному направлению. 2. Увеличение количества учащихся района, охваченных деятельностью Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 3. Наполняемость объединений ЦДОД. 4. Увеличение охвата обучающихся культурно–досуговыми мероприятиями. 5. Увеличение числа обучающихся, имеющих высокий уровень обученности. 43 6. Увеличение призовых мест обучающихся в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах. 7. Снижение уровня правонарушений среди подростков. 8. Увеличение числа молодых специалистов. 9. Увеличение числа педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. 10. Динамика кадрового обеспечения учреждения. Конечный результат реализации программы: устойчивое развитие деятельности Центра, как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающей новое качество воспитания и дополнительного образования, в соответствии с потребностями жителей района, общества и государства. 44